ISBN 978-5-91290-104-1 В работе, продолжающей актуальные исследования Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (научный руководитель — доктор политических наук В.И. Якунин), рассмотрены некоторые теоретико-методологические вопросы формирования государственной политики. <...> Введено понятие «источники и основания государственной политики» как управленческая практика. <...> Разработана специальная методология проектирования актов государственной политики программно-доктринального типа, предложен законопроект о системе нормативных и ненормативных правовых актов в Российской Федерации. <...> Нормативно-политические и нормативно-правовые формы источников и оснований государственной политики . <...> Типовой макет федерального закона об общей (специальной) доктрине государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений и документов, прилагаемых к законопроекту . <...> Итак, вопрос поставлен о нормативно-правовых и нормативно-политических источниках и основаниях государственных политик. <...> Государственная политика как управленческая категория В работе, цель которой — исследование вопросов источников и оснований государственной политики и задания ее в соответствующих программно-доктринальных документах, следует уточнить, что, собственно, в данном случае понимается под «политикой». <...> «Политика» в виде программного плана действий (управленческого документа высокого ранга) в любом случае должна существовать. <...> Нужно определение программы действий, т. е. распределения мер, решений и действий во времени, а также политических условий и вероятности принятия разрабатываемых документов в установленных процедурах (Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти). <...> В программно-доктринальных документах все указанные на рис. <...> В предложенной схеме заложен важный принцип <...>
Источники_и_основания_государственных_политик_в_России.pdf
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
С.С. Сулакшин, М.Ю. Погорелко, И.В. Репин
Источники и основания
государственных политик
в России
Москва
Научный эксперт
2010
Стр.1
УДК 321:340.13(066)
ББК 66.033.141
C 89
C 89
графия — М.: Научный эксперт, 2010. — 224 с.
Сулакшин С.С., Погорелко М.Ю., Репин И.В.
ISBN 978-5-91290-104-1
В работе, продолжающей актуальные исследования Центра проблемного
анализа и государственно-управленческого проектирования (научный
руководитель — доктор политических наук В.И. Якунин), рассмотрены
некоторые теоретико-методологические вопросы формирования
государственной политики. Введено понятие «источники и основания
государственной политики» как управленческая практика. Разработана
специальная методология проектирования актов государственной политики
программно-доктринального типа, предложен законопроект о
системе нормативных и ненормативных правовых актов в Российской
Федерации.
Для государственных управленцев, субъектов права законодательной
инициативы, политиков, общественных деятелей, научных работников, а
также для всех интересующихся проблемами формирования и реализации
государственной политики.
Источники и основания государственных политик в России. МоноУДК
321:340.13(066)
ББК 66.033.141
ISBN 978-5-91290-104-1
2
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2010
Стр.2
Содержание
Введение ........................................................................................... 5
Глава 1. Теория и методология формирования
и реализации государственных политик ............................... 7
1.1. Государственная политика как управленческая
категория .................................................................................... 7
1.2. Политические и правовые формы существования
государственных политик в Российской Федерации .... 11
1.3. Роль, статус и место доктрин в иерархии правовых
и политических документов государственного
управления ............................................................................... 20
1.4. Цели, ценности и принципы формирования
государственных политик как управленческих
практик ...................................................................................... 22
1.5. Базовые понятия в системе формирования
и реализации государственных политик .......................... 30
Глава 2. Действующие в России процедуры и механизмы
формирования и реализации государственных
политик ...................................................................................... 36
2.1. Актуальность задачи и выбор методов
исследования ........................................................................... 36
2.2. Формы правовых и политических документов,
определяющих направления государственных
политик в России .................................................................... 37
2.3. Содержание правовых и политических документов,
определяющих направления государственных
политик в России .................................................................... 74
2.4. Нормативно-политические и нормативно-правовые
формы источников и оснований государственной
политики ................................................................................... 92
2.5. Основные проблемы проектирования,
формирования и реализации государственных
политик ..................................................................................... 98
3
Стр.3
Глава 3. О модернизации системы формирования
и реализации государственных политик в России ........... 114
3.1. Конституирование двух форм источников
государственных политик в российском праве ............ 114
3.2. Политико-управленческие аспекты формирования
и реализации государственных политик ........................ 122
3.3. Проект Федерального закона«О правовых актах
в Российской Федерации» .................................................. 126
3.4. Пояснительная записка к проекту федерального
закона «О правовых актах в Российской
Федерации» ............................................................................ 182
3.5. Типовой макет федерального закона об общей
(специальной) доктрине государственной политики
в соответствующей сфере общественных отношений
и документов, прилагаемых к законопроекту ............... 186
Заключение .................................................................................. 191
Литература ................................................................................... 193
4
Стр.4
Введение
Предлагаемая нашему читателю работа является результатом
проведенного Центром проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования исследования междисциплинарной
проблемы, находящейся на стыке правовой и политической
наук. Речь идет о создании достаточно жестких
нормативных форм задания содержания и управления практической
реализацией государственных политик в России и одном
из путей их совершенствования. Правовое пространство при
этом представляется не только как пространство форм воплощения,
но и как пространство источников и оснований государственных
политик как управленческих практик. Кроме правовых,
в пространстве государственных политик действуют еще
практические и традиционные или политические источники и
основания. Итак, вопрос поставлен о нормативно-правовых и
нормативно-политических источниках и основаниях государственных
политик. Очевидно, что оба этих класса источников и
оснований тесно связаны один с другим, а также, что в российской
практике говорить об упорядоченности, прозрачности и
общественной согласованности государственных политик пока
затруднительно.
Структура исследования, таким образом, состоит из постановки
задачи, выбора методов исследования, анализа задающих
государственные политики форм, выявления объективно существующих
взаимосвязей политических и правовых форм задания
государственных политик и отдельных правовых, политических
и управленческих решений в современных российских условиях.
В итоге предлагаются правовые решения, направленные на конституирование
обновленной системы формирования и реализации
государственных политик в Российской Федерации.
Авторы выражают благодарность за предоставленные материалы
и помощь в процессе работы над монографией Е.С. Сазоновой
и Н.А. Хаванскому.
5
Стр.5
Авторы будут признательны за замечания и предложения, в
том числе и дискуссионного характера. Их следует направлять по
адресу:
107078 Москва, ул. Каланчевская, д. 15, подъезд 1, этаж 5.
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого
проектирования. Генеральному директору С.С. Сулакшину.
Тел./факс: (495) 981 57 03 (04).
Е-mail: frpc@cea.ru.
Интернет-портал: .
6
Стр.6