Cover-doklad_Sul-VYP-2.qxd
11.05.2006
14:54
Page 1
ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА
И Г О С УД А Р С Т В Е Н Н О У П РА В Л Е Н Ч Е С К О Г О
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ТРУДЫ ЦЕНТРА
СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
ВЫПУСК
2
2006
Block_Doklad_143_215.qxd
11.05.2006
14:45
Page 1
Центр проблемного анализа
и государственноуправленческого проектирования <...> С.С. Сулакшин
СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
(ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИК)
ТРУДЫ ЦЕНТРА
Выпуск 2
Научный эксперт
Москва
2006
Block_Doklad_143_215.qxd
11.05.2006
14:45
Page 2 <...> С.С. Сулакшин
Системная методология проектирования государственноуправлен
ческих решений (государственных политик) // Труды центра. <...> В настоящей ра%
боте автор акцентирует внимание на методологических аспектах раз%
работки государственно%управленческих решений. <...> Центр проблемного анализа
и государственно%управленческого проектирования
Наш адрес:
107078, Россия, г. Москва,
ул. <...> 15,
подъезд 1, этаж 5
Тел./факс: (495) 981%57%03,
981%57%04, 981%57%09
E%mail: frpc@cea.ru
© Центр проблемного анализа
и государственно%управленческого проектирования
© Научный эксперт, 2006
Block_Doklad_143_215.qxd
11.05.2006
14:45
Page 3
Введение
Актуальность предлагаемой темы в первую очередь связана с
современным уровнем качества российского государственного
управления. <...> Он определяется рядом факторов, из которых в нас%
тоящей работе мы акцентируем внимание на методологических
аспектах разработки государственно%управленческих решений. <...> Во%первых, стадия
или пространство политического выбора цели или ценностного
целеполагания. <...> Во%вторых, стадия или пространство проектиро%
вания государственно%управленческого решения, которому в ос%
новном и посвящена настоящая работа. <...> Итак, приведем несколько актуальных иллюстраций из совре%
менной практики российского государственного управления —
для возможного обнаружения неких общих характеристик и
трендов. <...> Ставились цели сокращения и
удешевления аппарата, увеличения эффективности государ%
ственного управления <...>
Системная_методология_проектирования_государственно-управленческих_решений_(государственных_политик)._Труды_центра._Вып._№_2.pdf
ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА
И ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ТРУДЫ ЦЕНТРА
СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
ВЫПУСК
2006
2
Стр.1
Центр проблемного анализа
и государственноуправленческого проектирования
С.С. Сулакшин
СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
(ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИК)
ТРУДЫ ЦЕНТРА
Выпуск 2
Научный эксперт
Москва
2006
Стр.2
С.С. Сулакшин
Системная методология проектирования государственноуправлен
ческих решений (государственных политик) // Труды центра. Выпуск
№ 2. М., Научный эксперт, 2006. – 40 с.
Современный уровень качества российского государственного уп
равления определяется рядом важнейших факторов. В настоящей ра
боте автор акцентирует внимание на методологических аспектах раз
работки государственноуправленческих решений. Показывает пути
повышения результативности и дееспособности проектируемых реко
мендаций.
Издание предназначено представителям исполнительной власти,
депутатам законодательных органов, руководящим работникам хозяй
ствующих субъектов.
Центр проблемного анализа
и государственноуправленческого проектирования
Наш адрес:
107078, Россия, г. Москва,
ул. Каланчевская, д. 15,
подъезд 1, этаж 5
Тел./факс: (495) 9815703,
9815704, 9815709
Email: frpc@cea.ru
© Центр проблемного анализа
и государственноуправленческого проектирования
© Научный эксперт, 2006
Стр.3
Введение
Актуальность предлагаемой темы в первую очередь связана с
современным уровнем качества российского государственного
управления. Он определяется рядом факторов, из которых в нас
тоящей работе мы акцентируем внимание на методологических
аспектах разработки государственноуправленческих решений.
Под решением, имея в виду многозначность этого термина (ре
шение как процесс; решение как формула; решение как доку
мент; решение как результат), чаще всего нами будет пониматься
решение как формула и документ. При этом, кроме стадии про
ектирования (или разработки), не менее актуальными являются
вопросы о состоянии качества и других стадий.
Имеется в виду четырехзвенная цепочка. Вопервых, стадия
или пространство политического выбора цели или ценностного
целеполагания. Вовторых, стадия или пространство проектиро
вания государственноуправленческого решения, которому в ос
новном и посвящена настоящая работа. Втретьих, стадия при
нятия государственноуправленческих решений в реальных про
цедурах, с вопросами согласования интересов, политических
раскладов мощностей влияний групп интересов, общеполити
ческих и социальных тенденций. Вчетвертых, стадия реализа
ции государственноуправленческих решений (государственных
политик). Государственную политику в контексте работы мы
представляем в управленческом измерении. Первая, третья и чет
вертая стадии в работе практически не затрагиваются, за исклю
чением только общих моментов, связывающих их со второй ста
дией — проектирования.
Итак, приведем несколько актуальных иллюстраций из совре
менной практики российского государственного управления —
для возможного обнаружения неких общих характеристик и
трендов.
Административная реформа. Ставились цели сокращения и
удешевления аппарата, увеличения эффективности государ
ственного управления. Получилось, по мнению большинства
экспертов, следующее. Хаотизация управления, в первый год до
ходившая до паралича управляемости, рост «эффективного» ко
личества должностей высокооплачиваемых государственных ру
3
Стр.4