Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социальная доктрина Российской Федерации (макет-проект)

0   0
АвторыСулакшин С. С.
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц225
ID134011
АннотацияВ Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (научный руководитель В.И. Якунин) разработан макет-проект Социальной доктрины Российской Федерации, представляющий собой модель нормативного правового документа доктринального уровня, определяющего политику России в области социального развития. Социальная доктрина Российской Федерации — особый тип документа, задающего управленческое содержание государственной политики, в том числе в стратегической перспективе. В предлагаемом подходе социальная политика понимается шире, чем только социальная защита, — это весь комплекс развития человеческого потенциала страны.
Кому рекомендованоДля государственных и политических деятелей, исследователей, преподавателей, студентов и аспирантов в области экономики, права, государственного управления.
ISBN978-5-91290-084-6 (Научный эксперт)
УДК316.334.3:321(066)
ББК60.56
Социальная доктрина Российской Федерации (макет-проект) : монография / ред. С.С. Сулакшин .— Москва : Издательство "Научный эксперт", 2010 .— 225 с. — [Якунин В.И. и др.]; под общ. ред. Сулакшина С.С.; Центр проблемного ан. и гос.-упр. проект. — ISBN 978-5-91290-084-6 (Научный эксперт) .— URL: https://rucont.ru/efd/134011 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Социальная доктрина Российской Федерации Макетпроект Москва · Научный эксперт · 2010 Социальная доктрина Российской Федерации и государственно-управленческого проектирования Центр проблемного анализа Социальная доктрина Российской Федерации (Макет-проект) Москва Научный эксперт 2010 УДК 316.334.3:321(066) ББК 60.56 С 69 Авторы: Якунин В.И., Сулакшин С.С., Колесник И.Ю., Куропаткина О.В., Нетесова М.С., Погорелко М.Ю., Сазонова Е.С. <...> С 69 Социальная доктрина Российской Федерации: макет-проект: монография / [Якунин В.И. и др.]; под общ. ред. <...> ISBN 978-5-91290-084-6 В Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (научный руководитель В.И. Якунин) разработан макетпроект Социальной доктрины Российской Федерации, представляющий собой модель нормативного правового документа доктринального уровня, определяющего политику России в области социального развития. <...> Социальная доктрина Российской Федерации — особый тип документа, задающего управленческое содержание государственной политики, в том числе в стратегической перспективе. <...> В предлагаемом подходе социальная политика понимается шире, чем только социальная защита, — это весь комплекс развития человеческого потенциала страны. <...> Пояснительная записка к проекту Социальной доктрины Российской Федерации . <...> Цели и задачи Социальной доктрины как государственно-управленческого документа доктринального уровня . <...> Ценностные цели и механизм ценностного целеполагания Социальной доктрины . <...> Основные направления социального развития и основные предлагаемые решения . <...> Ценностный выбор социальной политики Российской Федерации . <...> Приоритеты развития Российской Федерации в социальной сфере, вытекающие из ценностей социальной политики . <...> Наиболее крупные вопросы модернизации российской социальной сферы и социальной политики . <...> Проблемы российской социальной сферы и социальной политики <...>
Социальная_доктрина_Российской_Федерации_(макет-проект)_(1).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Социальная_доктрина_Российской_Федерации_(макет-проект)_(1).pdf
и государственно-управленческого проектирования Центр проблемного анализа Социальная доктрина Российской Федерации (Макет-проект) Москва Научный эксперт 2010
Стр.1
УДК 316.334.3:321(066) ББК 60.56 С 69 Авторы: Якунин В.И., Сулакшин С.С., Колесник И.Ю., Куропаткина О.В., Нетесова М.С., Погорелко М.Ю., Сазонова Е.С. С 69 Социальная доктрина Российской Федерации: макет-проект: монография / [Якунин В.И. и др.]; под общ. ред. Сулакшина С.С.; Центр проблемного ан. и гос.-упр. проект. — М.: Научный эксперт, 2010. — 224 с. ISBN 978-5-91290-084-6 В Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (научный руководитель В.И. Якунин) разработан макетпроект Социальной доктрины Российской Федерации, представляющий собой модель нормативного правового документа доктринального уровня, определяющего политику России в области социального развития. Социальная доктрина Российской Федерации — особый тип документа, задающего управленческое содержание государственной политики, в том числе в стратегической перспективе. В предлагаемом подходе социальная политика понимается шире, чем только социальная защита, — это весь комплекс развития человеческого потенциала страны. Работа представляет интерес для государственных и политических деятелей, исследователей, преподавателей, студентов и аспирантов в области права, государственного управления. УДК 316.334.3:321(066) ББК 60.56 ISBN 978-5-91290-084-6 2 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования, 2010
Стр.2
Содержание Введение ........................................................................................... 7 Часть I. Пояснительная записка к проекту Социальной доктрины Российской Федерации .................. 14 1.1. Цели и задачи Социальной доктрины как государственно-управленческого документа доктринального уровня .............................................................. 14 1.2. Современное состояние государственноуправленческих документов доктринального уровня в Российской Федерации .............................................. 18 1.3. Основания принятия, правовой статус, форма и структура Социальной доктрины ......................................... 21 1.4. Ценностные цели и механизм ценностного целеполагания Социальной доктрины .................................... 24 1.5. Основные принципы построения Социальной доктрины как документа и ее функции в механизме управления социальным развитием России .......................... 25 1.6. Исходное состояние развитости социальной сферы и проблемы социального развития .......................................... 29 1.7. Основные направления социального развития и основные предлагаемые решения ......................................... 30 1.8. Механизм формирования управленческих решений и его взаимосвязь с проблемами социального развития .......................................................................................... 31 1.9. Программа реализации Социальной доктрины .................... 32 Часть II. Проект федерального закона «О Социальной доктрине Российской Федерации» ........................................ 33 3
Стр.3
Часть III. Социальная доктрина Российской Федерации ...... 40 Глава 1. Общие положения ................................................................. 42 1.1. Статус Социальной доктрины Российской Федерации ................................................................................ 42 1.2. Основные понятия в сфере социальной политики ........ 43 1.3. Формирование социальной политики .............................. 48 1.4. Ценностный выбор социальной политики Российской Федерации ......................................................... 51 1.5. Ресурсные основания и нравственное содержание решений социальной политики .......................................... 52 1.6. Роль государства в управлении социальным развитием ................................................................................. 53 1.7. Российская социальная политика в мире: критерии успешности ............................................................ 54 1.8. Приоритеты развития Российской Федерации в социальной сфере, вытекающие из ценностей социальной политики ............................................................ 54 1.9. Основные количественные целевые и мониторируемые показатели социального развития .................................................................................... 55 1.10. Основные принципы выбора решений социальной политики ............................................................ 57 1.11. Перечень и структура направлений социальной политики Российской Федерации ............... 58 1.12. Периодизация управления развитием в социальной сфере ................................................................ 59 1.13. Срок действия Социальной доктрины Российской Федерации ......................................................... 59 1.14. Ответственный исполнитель Социальной доктрины Российской Федерации .............. 60 4
Стр.4
Глава 2. Текущее и целевое состояние социальной сферы и социальной политики России ................................................ 60 2.1. Текущее состояние государственного управления социальным развитием ......................................................... 60 2.2. Текущие диспропорции российской социальной сферы ......................................................................................... 61 2.3. Наиболее крупные вопросы модернизации российской социальной сферы и социальной политики ................................................................................... 62 2.4. Текущая концепция государственной социальной политики ............................................................ 62 2.5. Целевая концепция государственной социальной политики ............................................................ 62 2.6. Стратегия перехода при модернизации государственной социальной политики ........................... 63 Глава 3. Проблемы российской социальной сферы и социальной политики и их управленческие решения ........................................................................................... 64 3.1. Доходы и оплата труда .......................................................... 64 3.2. Пенсионное обеспечение ...................................................... 71 3.3. Образование ............................................................................ 75 3.4. ЖКХ и жилье ........................................................................... 80 3.5. Демография .............................................................................. 86 3.6. Здравоохранение .................................................................... 94 3.7. Физкультура и спорт ........................................................... 104 3.8. Занятость ................................................................................ 111 3.9. Культура .................................................................................. 116 3.10. Семья ..................................................................................... 128 3.11. Гендерное направление ..................................................... 137 5
Стр.5
3.12. Молодежь.............................................................................. 143 3.13. Экология ............................................................................... 149 3.14. Социальная защита граждан ........................................... 155 3.15. Благотворительность ......................................................... 163 3.16. Социальное партнерство в сфере труда ....................... 168 3.17. Иные направления социальной политики ................... 175 Глава 4. Механизм реализации Социальной доктрины Российской Федерации .............................................................. 175 4.1. Принципы государственного управления социальным развитием ....................................................... 175 4.2. Система государственного управления социальным развитием ....................................................... 177 4.3. Планирование, мониторинг и контроль в государственном управлении......................................... 181 4.4. Модернизация системы государственного управления социальным развитием ................................ 183 Глава 5. Программа правового обеспечения реализации Социальной доктрины Российской Федерации .................. 185 6
Стр.6
Введение Центр проблемного анализа и государственно-уп рав лен ческо го проектирования разработал и представил научному сообществу пятитомное издание «Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике». Эта уникальная работа совместила в себе мощный научный и государственно-управленческий потенциалы. В состав издания вошел нормативный правовой документ нового типа, отвечающий требованиям современного государственного уп рав ления, — Экономическая доктрина РФ. Главное ее отличие от аналогичных работ заключается в том, что она преодолевает «болезнь» многих управленческих актов — их декларативность — и содержит в себе конкретные механизмы исполнения. Социальная доктрина РФ является логическим продолжением процесса развития методики проектирования управленческих документов. Государственное управление в современной России как никогда нуждается в системном анализе, результатом которого становятся не благие пожелания, а готовый к рассмотрению, принятию и исполнению государственными органами проект документа, что в современной научной жизни, к сожалению, встречается не так часто. Эффективность государственного управления определяется многими факторами. Наряду с качеством кадрового корпуса управленцев, благоприятным состоянием внешней и внутренней среды, квалифицированностью и мотивированностью трудящейся части населения, а также многими другими обстоятельствами, очень важны точность стратегического видения целевого и текущего состояния области и предмета управления, содержательность и качество плана управленческих действий. Для их отображения в практике государственного управления применяются как политические, так и нормативные правовые документы. К политическим документам относятся выступления руководителей высшего государственного звена — например, послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и бюджетные посла7
Стр.7
ния Президента РФ — или предвыборные платформы кандидатов на высшие посты в государстве, политические программы партий парламентского большинства или парламентских коалиций. К административно-управленческим документам (в норматив но-правовой сфере) относятся программные и доктри нальные документы, в которых могут быть отражены планы государственного управления в той или иной сфере, на тот или иной период. Зачем же нужны программные документы в государственном управлении? В демократических обществах и государствах населению, в особенности его активной части — бизнесу, творческим силам, необходимо понимать, куда движется страна, какие задачи поставлены перед ней руководством, что ждать впереди, как вписаться своими делами и судьбами в мейнстрим развития страны. Внешним партнерам — другим государствам мира — необходимо понимать политику страны, ее намерения в будущем, планы действий, которые могут затрагивать их интересы. Чем состоятельнее, содержательнее, последовательнее и деловитее планы деятельности страны, тем более она прозрачна в намерениях, предсказуема в действиях. Тем она более притягательна и надежна во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях с миром. Тем она более понятна собственному населению, а, значит, более устойчива в смысле общественно-политического процесса. Само составление прогнозов, планов развития, программ действий мобилизует профессиональные и творческие силы нации и делает страну более успешной в своем развитии. Однако дело это непростое. В частности, в практике современной Российской Федерации управленческое наполнение пространства государственных доктринальных и программных документов далеко от своего завершения. Достаточно сказать, что сам набор и иерархия документов не определены. Например, в законодательстве не определено, что такое доктрина или стратегия, «основы политики» или концепции, федеральные целевые программы, государственные и президентские, ведомственные программы, национальные проекты и т. д. Содержание документов зачастую дублирует друг друга, но важнее всего, что оно зачастую настолько методологически несистемно, что документы просто невозможно исполнить. В результате, государственное управ8
Стр.8
ление приобретает декларативный и необязательный характер, осуществляется импульсивно, непоследовательно и в итоге — нерезультативно. В этой связи в Центре проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования была разработана специальная методология государственно-управленческого проектирования1 , в частности, применительно к экономической, региональной и социальной политике государства на уровне высшего специального доктринального документа2 . Эта разработка3 в настоящее время не имеет аналогов по глубине и масштабности. Достаточно сказать, что при анализе проблем экономического развития России оказалось необходимым сформулировать более 550 управленческих задач и для каждой найти соответствующее решение, в поисках которых принимали участие более сотни специалистов различного профиля. Социальное развитие страны, так же как и экономическое раз витие, рассматривается в контексте ценностных целевых полаганий, с позиций реалистичности программируемых управленческих действий, на глубину трехпериодного планирования свыше 10 лет. Цепочка разработки весьма непроста и нагружена в каждом своем звене. Социальная доктрина РФ имеет характер одновременно актуального и конкретного для целей модернизации реальной российской социальной сферы и социальной политики документа, который, в принципе, пригоден для реализации. В то же время он представляет собой макет Доктрины как таковой и показывает, какими могли бы быть доктрины России в любой сфере жизнедеятельности государства. Методология формирования конкретной доктрины в социальной сфере позволяет произвести ее масштабирование на иные сферы государственного управления. 1 Сулакшин С.С. Системная методология проектирования государственноуправленческих решений (государственных политик) / Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Вып. 2. М.: Научный эксперт, 2006. 2 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной Выполнена по состоянию экономики и государственной экономической политики на 2007 г. экономике. В 5 т. М.: Научный эксперт, 2008. 3 9
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ