Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Технология развития образовательной деятельности учителя (260,00 руб.)

0   0
АвторыЛебедев Валерий Владимирович
Издательство[Б.и.]
Страниц232
ID133552
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются надпредметные операционально-представленные виды деятельности учителя, ориентированные на управление учением школьника и входящие в образовательную технологию «Достижение прогнозируемых результатов». Особенность данного издания определяется наличием в нем разработок учителей, созданных совместно с автором и представленных в виде учебно-методических комплексов по темам уроков.
Кем рекомендованоУМО МПГУ
Кому рекомендованоСлушателям системы дополнительного профессионального образования, руководителям образовательных учреждений, преподавателям педагогических вузов и училищ.
ISBN978-5-8429-0201-9
УДК378+372.8
ББК74.58+74.26
Технология развития образовательной деятельности учителя / В.В. Лебедев .— учеб. пособие .— : [Б.и.], 2007 .— 232 с. — ISBN 978-5-8429-0201-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/133552 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д.М. Карбышева Рекомендовано УМО МПГУ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования ISBN 978-5-8429-0201-9 В учебном пособии рассматриваются надпредметные операционально-представленные виды деятельности учителя, ориентированные на управление учением школьника и входящие в образовательную технологию «Достижение прогнозируемых результатов». <...> Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. <...> Методика структурирования карты учебной темы и срезовой работы на примере темы «Социально-экономическое развитие России в 1880–1890-е гг. <...> Структурирование учебной информации на основе логики уточнения на примере темы «Великая отечественная война». <...> Особенности использования образовательной технологии «Достижения прогнозируемых результатов» на уроках французского языка» ...........197 <...> В образовательном процессе участвуют такие основные субъекты, как учащийся, учитель, руководитель и такие объекты, как учебная информация и действия (рис. <...> Структурирование является оптимальным с точки зрения возрастных характеристик учащегося, особенностей его восприятия, запоминания, развития и т.д. ; • конструирование системы прогнозируемых результатов учения учащихся, дифференцированных по уровню сложности; • разработка и осуществление мониторинга, который создает целостную систему обратной связи относительно процесса учения каждого школьника и отслеживает уровень его успешности; • конструирование и осуществление процесса достижения результата учащимися: открытой (гибкой), личностно-ориентированной системы упражнений, уроков, направленной на достижение каждым учащимся прогнозируемых образовательных результатов; • развитие субъектного опыта школьника, повышающее уровень обучаемости и эффективности его социализации в окружающем социуме. <...> Руководитель для себя лично и для своей команды, освоив <...>
Технология_развития_образовательной_деятельности_учителя.pdf
В. В. Лебедев ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Учебное пособие Москва 2007 1
Стр.1
УДК 378+372.8 ББК 74.58+74.26 Лебедев В.В. Технология развития образовательной деятельности учителя: Учебное пособие. – М.: 2007. – 232 с. Автор: Лебедев В.В., канд. пед. наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ Рецензенты: Орлова Т.В., Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник института управления образованием Российской академии образования Родионова Т.К., Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием школы, член-корреспондент МАНПО, директор школы № 354 им. Д.М. Карбышева Рекомендовано УМО МПГУ по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования ISBN 978-5-8429-0201-9 В учебном пособии рассматриваются надпредметные операционально-представленные виды деятельности учителя, ориентированные на управление учением школьника и входящие в образовательную технологию «Достижение прогнозируемых результатов». Процедурное развертывание каждого вида образовательной деятельности учителя с описанием примеров ее использования, учебно-методические деловые игры, организующие процесс включения этой деятельности в образовательный инструментарий учителя, позволяют целенаправленно развивать его профессиональную компетентность. Особенность данного издания определяется наличием в нем разработок учителей, созданных совместно с автором и представленных в виде учебно-методических комплексов по темам уроков. Это позволяет читателю непосредственно соприкоснуться с работой учителя в рамках данной технологии. Адресовано слушателям системы дополнительного профессионального образования, руководителям образовательных учреждений всех типов и видов, методистам, научным работникам, преподавателям педагогических вузов и училищ. ББК 74.58+74.26 ISBN 978-5-8429-0201-9 2 © Лебедев В.В., 2007
Стр.2
Оглавление Введение .....................................................................................................................5 I. Формы и методы развития образовательной деятельности учителя в рамках учебного учреждения ...........................................................................13 1.1. Учебно-методические деловые игры как инструмент развития образовательной деятельности учителя ..........................................................13 1.2. Развитие деятельности учителя по структурированию образовательных целей .....................................................................................23 1.3. Развитие деятельности учителя по структурированию образовательных действий ................................................................................32 1.4. Развитие деятельности учителя по структурированию образовательной информации ..........................................................................46 Развитие субъектного опыта учащихся начальных классов на уроках чтения. В.Н. Куприянова. 1 класс ............................................61 С.Ю. Аршинова. 2 класс .............................................................................62 1.5. Технологические составляющие управления процессом развития умений школьника .............................................................................................66 II. Учебно-методический комплекс как средство организации образовательной деятельности учителя, направленной на повышение качества учения школьника ................................................................................76 2.1. Подсистемы учебно-методического комплекса и последовательность их разработки учителем ....................................................................................76 Литература ..........................................................................................................78 2.2. Структура и содержание учебно-методических комплексов, их применение....................................................................................................79 2.2.1. Русский язык. И.Н.Рябова. УМК. Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе. 4 класс (КРО) ...............................................................................................79 Н.В. Шальнова. УМК. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 2 класс ..................................................................................90 3
Стр.3
М.Е. Рыжкова. УМК. Сложное предложение. Запятая в сложном предложении. 4 класс. ..............................................................................100 Т.В. Шиткова. УМК. Обособленные члены предложения. 8 класс ......109 2.2.2. Математика. Л.В. Карпычева. УМК. Деление с остатком. 4 класс .........................................................................................................125 Л.Т. Сницарь, Е.В. Козлова. Логарифмическая функция. 11 класс. ..136 2.2.3. Химия. И.М. Тебенихина. УМК. Предельные углеводороды. 10 класс .......................................................................................................166 2.2.4. История. Е.Е. Васильева. Методика структурирования карты учебной темы и срезовой работы на примере темы «Социально-экономическое развитие России в 1880–1890-е гг.». 8 класс .........................................................................................................184 Шугаева Н.В. Структурирование учебной информации на основе логики уточнения на примере темы «Великая отечественная война». 9 класс .........................................................................................................190 2.2.5. Французский язык. Т.И. Ратникова. Особенности использования образовательной технологии «Достижения прогнозируемых результатов» на уроках французского языка» ...........197 2.2.6. Мировая художественная культура. Елисеева М.Н. Создание системы, определяющей смыслы и значения информации на примере темы «Философия жизни по-китайски. Конфуцианство и даосизм”. 7 класс ....................................................................................211 Заключение ............................................................................................................219 Приложение 1. ........................................................................................................220 Приложение 2. ........................................................................................................223 Приложение 3. ........................................................................................................228 4
Стр.4
Введение В психологии и акмеологии1 основополагающей характеристикой личности является ее ориентированность на «ценности совершенства» [1, с. 469]. Учитель, руководитель, осознающий себя как личность, умеет видеть потенциальные возможности для развития себя, образовательной среды, и через это самосовершенствование оказывать осознанное влияние на развитие детей, повышение качества их учения. Профессиональная компетентность учителя неразрывно связана с его образовательной деятельностью. Но только эффективный педагогический инструментарий может позволить учителю организовать учение каждого обучающегося так, чтобы полноценно реализовались его возможности в процессе достижения образовательных результатов. Каким же должен быть этот инструментарий? Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала определим область его применения, т.е. на что он направлен. В образовательном процессе участвуют такие основные субъекты, как учащийся, учитель, руководитель и такие объекты, как учебная информация и действия (рис.1.). Руководитель Учитель Информация Действия Учащийся Рис. 1. Взаимосвязь основных субъектов и объектов образования. Таким образом, образовательный инструментарий учителя направлен на структурирование учебной информации и действий, а также на управление процессом их присвоения учащимися. При этом необходимо учитывать, что процесс присвоения требует особой деятельности учителя по развитию спо1 «Акмеология – наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути …» [1, с. 11]. 5
Стр.5
собностей учащихся к учению. В качестве такого инструментария мы рассматриваем: • структурирование образовательной информации и действий (предметных, надпредметных, метадействий). Структурирование является оптимальным с точки зрения возрастных характеристик учащегося, особенностей его восприятия, запоминания, развития и т.д. ; • конструирование системы прогнозируемых результатов учения учащихся, дифференцированных по уровню сложности; • разработка и осуществление мониторинга, который создает целостную систему обратной связи относительно процесса учения каждого школьника и отслеживает уровень его успешности; • конструирование и осуществление процесса достижения результата учащимися: открытой (гибкой), личностно-ориентированной системы упражнений, уроков, направленной на достижение каждым учащимся прогнозируемых образовательных результатов; • развитие субъектного опыта школьника, повышающее уровень обучаемости и эффективности его социализации в окружающем социуме. В связи с этим одним из приоритетных направлений политики руководителя является развитие деятельности учителя в рамках учебного учреждения. Она может осуществляться на основании образовательной технологии «Достижение прогнозируемых результатов», которая рассматривает в триединстве деятельность учащегося, учителя, руководителя и вооружает их необходимым образовательным инструментом. Руководитель для себя лично и для своей команды, освоив соответствующие виды деятельности (семинары, тренинги и т.д.), может получить: • технологию управления развитием образовательной деятельности учителя, направленную на повышение качества учения школьника; • эффективную стратегию разработки операционально определяемых общественно значимых целей; • стратегии ориентации в проблемном пространстве и моделирования пути достижения результата; • технологии самоуправления личностными качествами; • творческую, комфортную образовательную среду учреждения, ориентированную на успешность учения обучающихся. Технология управления развитием образовательной деятельности педагога состоит из целостной системы, в которой в процедурном (алгоритмизированном) виде во взаимосвязи представлены все рассмотренные выше образовательные действия учителя. Развитие этих действий осуществляется как в рамках учебно-методических деловых игр, построенных на рефлексивной основе, так и на семинарах и консультациях, организованных специальным образом. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.