Динамические архетипы и числовая символика в
западной и восточной традициях
В. Ю. Ирхин
Понятие архетипов (первообразов, структурных
элементов человеческой психики) в западной
традиции часто связывается с именем К.Г. Юнга и
его психологическими исследованиями. Будучи
скрыты в коллективном бессознательном, общем для
всего человечества, архетипы наследуются подобно
тому, как наследуется строение тела. Задавая
последовательность образов, всплывающих в
сознании в процессе творческой активности,
архетипы в значительной мере определяют духовую
жизнь человека.
«Господство человека не открыто, но скрыто.
Поэтому он – господин над животными, которые
сильнее его, которые велики в том, что открыто, и в
том, что скрыто, и это - он, который дает им
пропитание. Но если человек отделяется от них, они
убивают друг друга, они кусают друг друга. И они пожирали друг друга, ибо не
находили пищи. Но теперь они нашли пищу, ибо человек возделал землю»
(Евангелие от Филиппа 58). Как говорится в этом апокрифе, животные силы,
действующие внутри человека, играют роль богов, которым он приносит жертвы.
Конечно, Юнг был далеко не первым (в частности, сам он много занимался
изучением средневековой алхимии), и эту тему можно углублять, обращаясь к
сюжетам и символам древних мифов и текстов (на Западе – прежде всего
относящихся к библейской традиции). В данной статье используются подходы и
идеи нашей книги «Посеянное в тернии» (изд-во Уральского ун-та, Екатеринбург,
2003-2004, http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j), а также неопубликованные материалы к ней.
«Имена, которые даны вещам земным, заключают великое заблуждение, ибо
они отвлекают сердце от того, что прочно, к тому, что не прочно... Также подобным
образом [в словах] Отец, и Сын, и Дух святой, и жизнь, и свет, и воскресение, и
церковь, [и] во всех остальных – не постигают того, что [прочно], но постигают, что
не прочно, [разве только] познали то, что прочно. [Имена, которые были] услышаны,
существуют в мире [для обмана]» (Евангелие от Филиппа 11).
Все имена, названные в Писании, все люди и предметы, описанные в Библии,
представляют собой символы высшей реальности. В каббале подобные архетипы
называются парцуфим (ликами). Считается, что они находятся в высших духовных
мирах, а не в нашем мире); в каббалистических трактатах также подробно
рассказывается о колеснице и небесных дворцах. Для обычного зрения эти объекты
нереальны, а библейские описания событий исторически недостоверны. Однако они
становятся реальными для того, кто приобщен к запредельному. «Однакож тому
не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши
написаны на небесах» (Лк. 10:20). Духи и есть архетипы, которые создаются, чтобы
быть запущенными в человеческое сознание. Все имена записаны на небесах как
единицы исполняемой программы.
1
Стр.1