Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Печальный смех Тэффи и веселье её «адеотов». Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID13015
АннотацияВ статье анализируется драматургия Тэффи, оценивается вклад Тэффи-драматурга в социально-литературные процессы.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Печальный смех Тэффи и веселье её «адеотов». Статья / М.В. Михайлова .— статья .— : [Б.и.], 2008 .— 4 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13015 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мария Михайлова Печальный смех Тэффи и веселье ее «адиотов» Когда-то писательница Т.Л.Щепкина-Куперник тонкую, самоироничную, легкую, но не легкомысленную Тэффи увидела в образе едва ли не некоей «декадентской» наяды, возможно, не разглядев за всем этим «убранством» маски и игры, хотя, вероятно, и угадала «петербургскую природу» писательницы1. <...> «Она жила на Лиговке, - вспоминала Татьяна Львовна, - в более чем скромных меблированных комнатах “у чухонки”. <...> В ее комнатушке стоял диван, из которого вылезали конский волос и мочала, на столе шипел плохо вычищенный самовар и лежали в бумаге сыр, масло и колбаса – по-студенчески. <...> Сама хозяйка в красном бумазейном капоте, с короткими рукавами, открывавшими очень красивые руки, полулежала на диване, а у ног ее в позе Гамлета лежал влюбленный в нее молодой критик. <...> Она закинула руки за голову и сквозь зубы процедила замирающим тоном: ”Я люблю купаться в жемчугах”. <...> Она даже не подумала сказать “мне хотелось бы” или “я любила бы”, вообще употребить условное наклонение: она наивно и просто заявила, что она любит купаться в жемчугах… <...> »2 И если можно посомневаться в правильном восприятии всей ситуации мемуаристкой, то не согласиться с последней фразой – невозможно. <...> Да, действительно «сила воображения» Надежды Тэффи (1872-1952) была уникальной, особенно если принять во внимание то, как ей удавалось «оживлять» созданное в прозе, – ведь почти все ее сценические миниатюры вырастали из ее рассказов, причем зачастую именно в «драматургической форме» приобретали дополнительный шарм, пластичность и выразительность. <...> Так произошло с ее одноактными пьесами «Тонкая психология», «Выслужился», «Счастливая любовь» и др. <...> То, что проносится в уме героев, то, что составляет их «внутренний монолог», – на сцене воплощалось в жестах, мимике, поведении, еще более усиливая комический эффект, демонстрируя наглядно глупость, нелепость <...>
Печальный_смех_Тэффи_и_веселье_её_«адеотов»._Статья.pdf
Мария Михайлова Печальный смех Тэффи и веселье ее «адиотов» Когда-то писательница Т.Л.Щепкина-Куперник тонкую, самоироничную, легкую, но не легкомысленную Тэффи увидела в образе едва ли не некоей «декадентской» наяды, возможно, не разглядев за всем этим «убранством» маски и игры, хотя, вероятно, и угадала «петербургскую природу» писательницы1. «Она жила на Лиговке, - вспоминала Татьяна Львовна, - в более чем скромных меблированных комнатах “у чухонки”. В ее комнатушке стоял диван, из которого вылезали конский волос и мочала, на столе шипел плохо вычищенный самовар и лежали в бумаге сыр, масло и колбаса – по-студенчески. Сама хозяйка в красном бумазейном капоте, с короткими рукавами, открывавшими очень красивые руки, полулежала на диване, а у ног ее в позе Гамлета лежал влюбленный в нее молодой критик. Она закинула руки за голову и сквозь зубы процедила замирающим тоном: ”Я люблю купаться в жемчугах”. Я помню, как меня поразило несоответствие обстановки и слов. Она даже не подумала сказать “мне хотелось бы” или “я любила бы”, вообще употребить условное наклонение: она наивно и просто заявила, что она любит купаться в жемчугах… Я могла только “позавидовать” силе ее воображения…»2 И если можно посомневаться в правильном восприятии всей ситуации мемуаристкой, то не согласиться с последней фразой – невозможно. Да, действительно «сила воображения» Надежды Тэффи (1872-1952) была уникальной, особенно если принять во внимание то, как ей удавалось «оживлять» созданное в прозе, – ведь почти все ее сценические миниатюры вырастали из ее рассказов, причем зачастую именно в «драматургической форме» приобретали дополнительный шарм, пластичность и выразительность. Так произошло с ее одноактными пьесами «Тонкая психология», «Выслужился», «Счастливая любовь» и др. То, что проносится в уме героев, то, что составляет их «внутренний монолог», – на сцене воплощалось в жестах, мимике, поведении, еще более усиливая комический эффект, демонстрируя наглядно глупость, нелепость реакций, самоуверенность и самолюбование «человекообразных»3. 1 Незадолго до смерти в «Автобиографической исповеди» Тэффи прямо призналась: «Люблю я Петербург» (Русская мысль. 1952. 15 октября). 2 Щепкина-Куперник Т.Л. Воспоминания. С. 378. Конечно, следует учитывать, что эти строки писались в советское время, когда Тэффи числилась злостной белоэмигранткой. 3 Так был назван второй сборник рассказов писательницы, вышедший в 1911 году. 1
Стр.1