Мария Михайлова
Печальный смех Тэффи
и веселье ее «адиотов»
Когда-то писательница Т.Л.Щепкина-Куперник тонкую, самоироничную, легкую, но не
легкомысленную Тэффи увидела в образе едва ли не некоей «декадентской» наяды, возможно,
не разглядев за всем этим «убранством» маски и игры, хотя, вероятно, и угадала
«петербургскую природу» писательницы1. <...> «Она жила на Лиговке, - вспоминала Татьяна
Львовна, - в более чем скромных меблированных комнатах “у чухонки”. <...> В ее комнатушке стоял
диван, из которого вылезали конский волос и мочала, на столе шипел плохо вычищенный
самовар и лежали в бумаге сыр, масло и колбаса – по-студенчески. <...> Сама хозяйка в красном
бумазейном капоте, с короткими рукавами, открывавшими очень красивые руки, полулежала на
диване, а у ног ее в позе Гамлета лежал влюбленный в нее молодой критик. <...> Она закинула руки
за голову и сквозь зубы процедила замирающим тоном: ”Я люблю купаться в жемчугах”. <...> Она даже не подумала
сказать “мне хотелось бы” или “я любила бы”, вообще употребить условное наклонение: она
наивно и просто заявила, что она любит купаться в жемчугах… <...> »2
И если можно посомневаться в правильном восприятии всей ситуации мемуаристкой, то
не согласиться с последней фразой – невозможно. <...> Да, действительно «сила воображения»
Надежды Тэффи (1872-1952) была уникальной, особенно если принять во внимание то, как ей
удавалось «оживлять» созданное в прозе, – ведь почти все ее сценические миниатюры
вырастали из ее рассказов, причем зачастую именно в «драматургической форме» приобретали
дополнительный шарм, пластичность и выразительность. <...> Так произошло с ее одноактными
пьесами «Тонкая психология», «Выслужился», «Счастливая любовь» и др. <...> То, что проносится в
уме героев, то, что составляет их «внутренний монолог», – на сцене воплощалось в жестах,
мимике, поведении, еще более усиливая комический эффект, демонстрируя наглядно глупость,
нелепость <...>
Печальный_смех_Тэффи_и_веселье_её_«адеотов»._Статья.pdf
Мария Михайлова
Печальный смех Тэффи
и веселье ее «адиотов»
Когда-то писательница Т.Л.Щепкина-Куперник тонкую, самоироничную, легкую, но не
легкомысленную Тэффи увидела в образе едва ли не некоей «декадентской» наяды, возможно,
не разглядев за всем этим «убранством» маски и игры, хотя, вероятно, и угадала
«петербургскую природу» писательницы1. «Она жила на Лиговке, - вспоминала Татьяна
Львовна, - в более чем скромных меблированных комнатах “у чухонки”. В ее комнатушке стоял
диван, из которого вылезали конский волос и мочала, на столе шипел плохо вычищенный
самовар и лежали в бумаге сыр, масло и колбаса – по-студенчески. Сама хозяйка в красном
бумазейном капоте, с короткими рукавами, открывавшими очень красивые руки, полулежала на
диване, а у ног ее в позе Гамлета лежал влюбленный в нее молодой критик. Она закинула руки
за голову и сквозь зубы процедила замирающим тоном: ”Я люблю купаться в жемчугах”.
Я помню, как меня поразило несоответствие обстановки и слов. Она даже не подумала
сказать “мне хотелось бы” или “я любила бы”, вообще употребить условное наклонение: она
наивно и просто заявила, что она любит купаться в жемчугах… Я могла только “позавидовать”
силе ее воображения…»2
И если можно посомневаться в правильном восприятии всей ситуации мемуаристкой, то
не согласиться с последней фразой – невозможно. Да, действительно «сила воображения»
Надежды Тэффи (1872-1952) была уникальной, особенно если принять во внимание то, как ей
удавалось «оживлять» созданное в прозе, – ведь почти все ее сценические миниатюры
вырастали из ее рассказов, причем зачастую именно в «драматургической форме» приобретали
дополнительный шарм, пластичность и выразительность. Так произошло с ее одноактными
пьесами «Тонкая психология», «Выслужился», «Счастливая любовь» и др. То, что проносится в
уме героев, то, что составляет их «внутренний монолог», – на сцене воплощалось в жестах,
мимике, поведении, еще более усиливая комический эффект, демонстрируя наглядно глупость,
нелепость реакций, самоуверенность и самолюбование «человекообразных»3.
1 Незадолго до смерти в «Автобиографической исповеди» Тэффи прямо призналась: «Люблю я Петербург»
(Русская мысль. 1952. 15 октября).
2 Щепкина-Куперник Т.Л. Воспоминания. С. 378. Конечно, следует учитывать, что эти строки писались в советское
время, когда Тэффи числилась злостной белоэмигранткой.
3 Так был назван второй сборник рассказов писательницы, вышедший в 1911 году.
1
Стр.1