Л. Троцкий. В. А. Жуковский
Из книги "Культура старого мира"
Пятьдесят лет тому назад, 12 апреля 1852 г., в Баден-Бадене умер
Василий Андреевич Жуковский, - по собственному определению - "родитель на
Руси немецкого романтизма и поэтический дядька чертей и ведьм немецких и
английских".
Предание говорит, что помещик Бунин сказал, прощаясь со своими
крепостными, отправлявшимися в румянцевский поход против турок: "Привезите
мне хорошенькую турчанку; жена моя совсем состарилась". Это было сказано "в
шутку", но принято "всерьез"... а 29 января 1783 года от этой "шутки" уже
появился на свет божий В. А. Жуковский. Доброе старое время!
Жуковский приспособил к русскому климату немецких и английских чертей
- и тем насадил в России романтизм. В чем смысл этой заслуги? Что такое
романтизм?
Истерзанное слово! Оно напоминает старый мешок, который в процессе
литературно-исторической эволюции наполнялся все новым и новым содержанием
и лопнул в конце концов от переполнения.
Вспомните.
Романтизм был тимпанами и кимвалами,
славившими
человеческое я, освобожденное Великой Революцией из кандалов "старого
порядка" - и романтизм был литературным убежищем идейной реакции, знаменем
попятного призыва к готическим соборам, рыцарским турнирам, крепостному
праву и властному папизму.
Романтизм был рупором для "демонических натур", через который они
бросали проклятиями в эту несчастную, глупую и пошлую землю и посылали
вызов небесам, - и он же, романтизм, изнывал в слезливой, беспредметной
тоске, расплывался в гимнах фантастическому "голубому цветку" и гордился
маразмом мысли и воли.
Романтизм!
Он состоял в услужении у Меттерниха*1, облаченный в
австрийские ливреи немецких романтиков*2, и он же был непримиримым
политическим изгнанником вместе с Виктором Гюго*3.
Чем только не был он, романтизм?
Свободолюбивый и холопский, боевой и квиетический, передовой и
свободомыслящий и ортодоксальный, титанически-сильный и
реакционный,
детски-слезливый, романтизм сохранял во всех своих превращениях только одну
общую черту: он жил или хотел жить жизнью чувства, а не рассудка, он
стремился освободить темные, неопределенные и бессознательные силы психики
из горячечной рубашки, которую мысль торопится набросить на стихийные
порывы души. Его путеводителем были
блуждающие огни разнузданной мистики чувства. "Иссушающему" рационализму он
противопоставил сорвавшуюся с петель
не законы резонирующего разума, но
фантазию. Может быть, наиболее ярко
эта черта романтизма выражена у немецкого поэта Гельдерлина*4: "О, человек
- бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит".
Романтизм как стихия "грез" был, разумеется, субъективен насквозь, до
сердцевины. В конце концов он уставал от разнузданности собственного
субъективизма, пресыщался его дикими причудами и, в качестве блудного сына,
искал успокоения на груди католицизма. Забегая вперед, заметим, что
Жуковский был застрахован от слишком бурной качки духа, так как никогда не
выходил из-под власти догмата.
Но что собственно представлял собою романтизм Жуковского?
"Это - желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон; жалоба на
несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастьи,
которое,
бог знает,
в чем состояло;
это - мир, чуждый всякой
действительности, населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными
и милыми, но тем не менее неуловимыми; это - уныло, медленно текущее,
никогда не оплачивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не
видит перед собой будущего; наконец, это - любовь, которая питается грустью
и которая без грусти не имела бы чем поддержать свое существование".
Об этой поэзии можно сказать стихами Гете:
Es sauget jedes zartliche Gemuthe
Aus seinem Werk sich melanchol'she Nahrung"*
Стр.1