Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Воспоминания старого театрала

0   0
Первый авторЖихарев Степан Петрович
Издательство[Б.и.]
Страниц73
ID12826
Кому рекомендованоМемуары
Жихарев, С.П. Воспоминания старого театрала : Повесть / С.П. Жихарев .— : [Б.и.], 1855 .— 73 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/12826 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С. П. Жихарев Воспоминания старого театрала Редакция, статья и комментарий Б. М. Эйхенбаума Издательство Академии Наук СССР Москва Ленинград 1955 Scan ImWerden OCR Ловецкая Т.Ю. <...> -- Валберхова и заблуждение князя Шаховского насчет ее таланта. <...> Это было 2 января 1807 г. Дмитревский был старец замечательной наружности, с правильными чертами лица и с умною выразительною физиономиею. <...> Куртизан, -- говаривал он, -- настоящий куртизан, эффектщик"; но при первой встрече с Дмитревским предубеждения мои рассеялись совершенно; я не мог постигнуть, как этот знаменитый актер, слава русского театра, изучивший знаменитого Лекена, увлекательного Бризара, необъяснимого Гаррика, чувствительного Офрена, благородного Флоридора, милую Госсен, бурную Дюмениль, непогрешительно-правильную Клерон, с которыми он был знаком дружески, как этот человек, один из старейших членов Российской Академии, по-видимому столь скромный, умный, начитанный, высокообразованный, мог в искусстве своем удалиться от натуры и гоняться за одними эффектами, а в общественных сношениях своих унизиться до притворства и лести? <...> Вследствие этой рекомендации, Дмитревский просил прочитать ему мою трагедию и пригласил меня к себе на другой день утром. <...> Очень, очень рад, душа (Дмитревский несколько картавил и в дружеских разговорах употреблял слово "душа"), видеть вас и прослушать трагедию вашу. <...> -- "Ну, а расположение трагедии, Иван Афанасьич? а трактация сюжета, а стихи? <...> Это могут подтвердить многие, находящиеся еще в живых актеры и, между прочим, почтенная М. И. Валберхова, актриса умная, с истинным дарованием и отличавшаяся в то время обворожительною наружностью, но для ролей того амплуа, которое ей было предназначено, -- амплуа цариц, не имевшая, к сожалению, достаточно сил физических. <...> Между тем, как Шаховской, фанатик своего дела, выбивался из сил, чтоб передать молодой, прекрасной актрисе настоящий смысл затверженной ею роли, показать ее оттенки, вразумить в ситуацию <...>
Воспоминания_старого_театрала.pdf
С. П.Жихарев Воспоминания старого театрала Редакция, статья и комментарий Б.М. Эйхенбаума Издательство Академии Наук СССР Москва Ленинград 1955 Scan ImWerden OCR Ловецкая Т.Ю. Дмитревский. -- Державин. -- Французские трагические актеры классической эпохи. -Плавильщиков и Шушерин. -- Князь А. А.Шаховской и Озеров. -- А. С. Яковлев. -- Несправедливость к его памяти. -- Его стихи, наружность, образ жизни, сценическое поприще. -- Лучшие роли Яковлева. -Судовщиков и его комедия "Неслыханное диво". -- Семенова и начало певучей декламации. -- Гнедич и его правила декламации. -- Подражательный талант Семеновой. -- Актриса Жорж и наставник ее Флоранс. -- Актриса Бургоен. -- Валберхова и заблуждение князя Шаховского насчет ее таланта. -Театралы прежнего времени. Вечер у князя Шаховского. -- Первое действие комедии Крылова "Ленивый". -- Послание А. Я. Княжнина. -- С. Н. Марин.-- Кенотафия Яковлева слуге. -- Я. Г. Григорьев, будущий Брянский. -- Испытание его в декламации. -- Замечание И. А. Крылова и совет его. -- Замечание Княжнина. -- Наперсники и наперсницы. -- Дебют Григорьева под фамилиею Брянского в роли Лаперуза. -- Предсказания князя Шаховского сбываются. -- Экспромт Милонова. -- Огромный репертуар Брянского. -- Актер Толстиков. -- Разочарование князя Шаховского. -- Его послание. -- Актер Мочалов (отец). -- Послесловие вместо предисловия. I ... У Г. Р. Державина познакомился я с Иваном Афанасьевичем Дмитревским, которого советами он руководствовался в сочинениях своих, назначаемых для сцены. Это было 2 января 1807 г. Дмитревский был старец замечательной наружности, с правильными чертами лица и с умною выразительною физиономиею. Голова его, несмотря на то что беспрерывно тряслась, имела в себе много живописного, и особенно белые, как снег, волосы, зачесанные назад, придавали ей вид, внушавший невольное уважение. Все его движения были изучены и рассчитаны, а речь была тихая, плавная, и выражения, употреблявшиеся им в разговоре, большею частью изысканные. В продолжение двенадцати лет моего близкого с ним знакомства не случалось мне видеть, чтоб когда-нибудь он погорячился или заспорил, напротив, при первом возражении кого-нибудь из собеседников, он тотчас же переставал говорить и предоставлял ему продолжение разговора. Вообще все манеры Дмитревского отличались необыкновенною вежливостью, каким-то достоинством придворных века Екатерины, и после того неудивительно, что он умел приобресть такое всеобщее уважение во всех разрядах общества, каким пользовался до самой своей кончины, последовавшей не в 1812 г., как утверждал г. Аксаков, но в 1821 г., на 88-м году от рождения. Основываясь на рассказах одного старого отставного суфлера, В. А. Б. (смотри "Дневник студента" в "Москвитянине", No 3 1853 года; днев. 4 марта), известного под общим названием _д_е_д_у_ш_к_и, который знал коротко всех артистов своего, времени (с 1765 по 1803) и при ясном уме соединял необыкновенную в его лета память с детским простосердечием, я был давно предубежден против Дмитревского: "дедушка" не любил его. "Куртизан, -- говаривал он, -- настоящий куртизан, эффектщик"; но при первой встрече с Дмитревским предубеждения мои рассеялись совершенно; я не мог постигнуть, как этот знаменитый актер, слава русского театра, изучивший знаменитого Лекена, увлекательного Бризара, необъяснимого Гаррика, чувствительного Офрена, благородного Флоридора, милую Госсен, бурную Дюмениль, непогрешительно-правильную Клерон, с которыми он был знаком дружески, как этот человек, один из старейших членов Российской Академии, по-видимому столь скромный, умный, начитанный, высокообразованный, мог в искусстве своем удалиться от натуры и гоняться за одними эффектами, а в общественных сношениях своих унизиться до притворства и лести? Я полагал, что если в рассказах "дедушки" (человека, неспособного ни к каким предубеждениям, а тем более к неснисходительному злоречию, потому что он был весь любовь и радушие) и заключалось предубеждение противу Дмитревского, так это потому, что он имел превратные понятия как об искусстве театральном, так об условиях высшего общества и светских приличий, которые "дедушка"
Стр.1