Юрий Анненков. Евгений Замятин
Из книги воспоминаний "ДНЕВНИК МОИХ ВСТРЕЧ. Цикл трагедий"
--------------------------------------------------------------Источник:
Ю. Анненков. Дневник моих встреч, М: Захаров, 2001.
OCR В. Есаулов, март 2005 г.
--------------------------------------------------------------С
Евгением Замятиным, самым большим моим другом, я впервые встретился
в Петербурге, в 1917 году.
Значение Замятина в формировании молодой русской литературы первых лет
советского периода - огромно. Им был организован в Петрограде, в Доме
Искусств, класс художественной прозы. В этой литературной студии, под
влиянием Замятина, объединилась, и сформировалась писательская группа
"Серапионовых братьев": Лев Лунц, Михаил Слонимский, Николай Никитин,
Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, а также - косвенно - Борис Пильняк,
Константин Федин и Исаак Бабель. Евгений Замятин был неутомим и превратил
Дом Искусств в своего рода литературную академию. Количество лекций,
прочитанных Замятиным в своем классе, лекций, сопровождавшихся чтением
произведений "Серапионовых братьев" и взаимным обсуждением литературных
проблем, и, разумеется, - прежде всего, - проблем литературной формы, -
было неисчислимо. К сожалению, текст замятинских "Лекций по технике
художественной прозы", который уцелел, несмотря на истекшие годы, не был до
сих пор, за некоторым исключением, нигде опубликован. Я приведу здесь
несколько заглавий из этого цикла:
"Современная русская литература",
"Психология творчества", "Сюжет и фабула", "О языке", "Инструментовка", "О
ритме в прозе", "О стиле", "Расстановка слов", "Островитяне" (пример),
"Чехов", "Футуризм"...*
* Лекции "Современная русская литература" и "Психология творчества"
были опубликованы в журнале "Грани", Љ 32, 1956 г. (Франкфурт-на-Майне); "О
языке" - в "Новом Журнале", Љ 77, 1964 г. (Нью-Йорк).
Эти лекции представляют собой несомненный интерес. Они не страдают
педантизмом.
"Я с самого начала отрекаюсь от вывешенного заглавия моего курса.
Научить писать рассказы или повести - нельзя. Чем же мы будем тогда
заниматься? - спросите вы. - Не лучше ли разойтись по домам? Я отвечу: нет.
Нам все-таки есть чем заниматься...
...Есть большое искусство и малое искусство, есть художественное
творчество и художественное ремесло... Малое искусство, художественное
ремесло - непременно входит, в качестве составной части, в большое.
Бетховен, чтобы написать Лунную Сонату, должен был узнать сперва законы
мелодий,
гармоний,
контрапункций, т.е.
изучить музыкальную технику
композиций, относящуюся к области художественного ремесла. И Байрон, чтобы
написать "Чайльд-Гарольда", должен был изучить технику стихосложения. Точно
так же и тому, кто хочет посвятить себя творческой деятельности в области
художественной прозы, - нужно сперва изучить технику художественной прозы",
- писал Замятин.
"Мелодия - в музыкальной фразе
2)
осуществляется: 1) ритмическим ее
построением;
тональности и 3) последовательностью
построением гармонических элементов в определенной
в изменении силы звука, - продолжал
Замятин.
Мы займемся, прежде всего, - вопросом о построении целых фраз в
определенной тональности, тем, что в художественном слове принято называть
инструментовкой...
Инструментовка целых фраз на определенные звуки или сочетания звуков -
преследует уже не столько цели гармонические, сколько цели изобразительные.
Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает
в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того,
чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое
значение. Но - Р - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном,
горячем, быстром*. Л - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном,
легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи... Звуки Д и Т - о
чем-то душном, тяжком, о тумане, о
тьме, о затхлом. Звук М - о милом,
мягком, о матери, о море. С А - связывается широта, даль, океан, марево,
размах. С О - высокое, глубокое, море, лоно. С И - близкое, низкое,
Стр.1