Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теккерей

0   0
Первый авторЗаблудовский Михаил Давидович
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID12656
Кому рекомендованоИз истории английской литературы
Заблудовский, М.Д. Теккерей : Статья / М.Д. Заблудовский .— : [Б.и.], 1939 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12656 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Заблудовский М. <...> http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/leb/leb-2183.htm ТЕККЕРЕЙ Уилльям Мэйкпис [William Makepeace Thackeray, 1811--1863] -- знаменитый английский писатель-реалист. <...> После смерти отца, колониального чиновника, был отвезен шестилетним ребенком в Англию. <...> Стал парижским корреспондентом и пайщиком лондонской газеты "The Constitutional". <...> В 1837 Т. возвратился в Лондон и стал сотрудничать в многочисленных газетах и журналах ("Fraser's Magazine", "The New Monthly" и др.) как фельетонист и карикатурист, под самыми различными псевдонимами (Jellowplush, Titmarsh и др.), подвизаясь во всех жанрах: от пародии и эпиграммы до очерков и сатирического романа. <...> В первое десятилетие своей лит-ой деятельности Т. уделял наибольшее внимание очерку, создавая целые серии бытовых и социальных зарисовок. <...> К этим сериям относятся его очерки парижской жизни ("The Paris Sketchbook", 1840), ирландские очерки ("The Irich Sketch-book", 1843) и книга о путешествии на Восток ("Notes of a Journey from Cornhill to Grand Cairo", 1846 -- От Корнхилла до великого Каира), наряду со множеством очерков, посвященных лондонской жизни. <...> Другим важным жанром этого периода творчества Т. является авантюрная повесть, в к-рой Т. в значительной степени продолжал линию английских реалистов XVIII в. <...> -- Дефо ("Моль Флэндерс"), Филдинга ("Джонатан Уилд Великий"), своеобразно воспринявших традиции плутовского романа. <...> Прямое влияние Филдинга сказывается в повести "Счастье Бэрри Линдона" (The Luck of Barry Lyndon), получившей позднее название: Memoirs of Barry Lyndon, Esq. <...> Уже в этих произведениях из жизни плутов, игроков и прожигателей жизни авантюрный сюжет сочетается с бытовыми зарисовками и служит фоном для галлереи разнообразных социальных типов. <...> Т. одновременно работал не только над авантюрным, но и над сатирическим сюжетом с социальным типажем, напр. в "Истории Титмарша и большого алмаза Хоггарти" (The History of Mr Samuel Titmarsh and the Great Hoggarty Diamond, 1841), в "Записках ФицБудля" (Fitz-Boodl's Confessions and Professions, 1842--1843). <...> Следует отметить также незаконченный бытовой роман <...>
Теккерей.pdf
Заблудовский М. Теккерей // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. --М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 218--224. http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/leb/leb-2183.htm ТЕККЕРЕЙ Уилльям Мэйкпис [William Makepeace Thackeray, 1811--1863] -- знаменитый английский писатель-реалист. Р. в Калькутте. После смерти отца, колониального чиновника, был отвезен шестилетним ребенком в Англию. Учился в Кэмбриджском ун-те. Но уже через год после поступления в ун-т Т. покинул его [1830] и отправился в путешествие по Европе с целью изучения живописи, к к-рой он с ранних лет проявлял большие способности (Т. сам иллюстрировал свои романы и был незаурядным карикатуристом). Он посетил в 1830--1831 Веймар, где встретился с Гёте. Не добившись успеха в живописи, Т. обратился к журналистике. Стал парижским корреспондентом и пайщиком лондонской газеты "The Constitutional". В 1837 Т. возвратился в Лондон и стал сотрудничать в многочисленных газетах и журналах ("Fraser's Magazine", "The New Monthly" и др.) как фельетонист и карикатурист, под самыми различными псевдонимами (Jellowplush, Titmarsh и др.), подвизаясь во всех жанрах: от пародии и эпиграммы до очерков и сатирического романа. Особо следует отметить близкое участие Т. [1845-1851] в известнейшем юмористическом журнале Англии "Панч" (Punch). В первое десятилетие своей лит-ой деятельности Т. уделял наибольшее внимание очерку, создавая целые серии бытовых и социальных зарисовок. К этим сериям относятся его очерки парижской жизни ("The Paris Sketchbook", 1840), ирландские очерки ("The Irich Sketch-book", 1843) и книга о путешествии на Восток ("Notes of a Journey from Cornhill to Grand Cairo", 1846 -- От Корнхилла до великого Каира), наряду со множеством очерков, посвященных лондонской жизни. Другим важным жанром этого периода творчества Т. является авантюрная повесть, в к-рой Т. в значительной степени продолжал линию английских реалистов XVIII в. -- Дефо ("Моль Флэндерс"), Филдинга ("Джонатан Уилд Великий"), своеобразно воспринявших традиции плутовского романа. Характерно, что, рисуя образы авантюристов и мошенников, Т. иногда переносил их в XVIII в. (повесть "Екатерина" -- Katherine, 1839--1840). Прямое влияние Филдинга сказывается в повести "Счастье Бэрри Линдона" (The Luck of Barry Lyndon), получившей позднее название: Memoirs of Barry Lyndon, Esq. К тому же жанру принадлежит и повесть "Jellowplush Correspondence" [1841]. Уже в этих произведениях из жизни плутов, игроков и прожигателей жизни авантюрный сюжет сочетается с бытовыми зарисовками и служит фоном для галлереи разнообразных социальных типов. Т. одновременно работал не только над авантюрным, но и над сатирическим сюжетом с социальным типажем, напр. в "Истории Титмарша и большого алмаза Хоггарти" (The History of Mr Samuel Titmarsh and the Great Hoggarty Diamond, 1841), в "Записках ФицБудля" (Fitz-Boodl's Confessions and Professions, 1842--1843). Следует отметить также незаконченный бытовой роман "A Shabby-Genteel Story" [1843]. Эти работы Т. в жанрах очерка и социальных зарисовок были завершены крупнейшим произведением первого периода, доставившим впервые писателю успех -"Книгой о снобах" -- "The Book of Snobs" [1846--1848], где писатель дал замечательные сатирические портреты людей разных рангов, проникнутых одним духом кастовости и самодовольства. "Книга о снобах" служит переходом ко второму периоду творчества Т. -- созданию широких сатирических полотен. Во второй период были написаны наиболее известные романы Т.: знаменитая "Ярмарка тщеславия" (Vanity Fair, выходила выпусками 1847--1849); "Пенденнис" (The History of Pendennis, 1848-1850), роман из современной жизни; "Генри Эсмонд" (The History of Henry Esmond, Esq., 1852) из жизни Англии XVIII в.; "Ньюкомы" (The Newcomes), выходивший выпусками с октября 1853 по август 1855, продолжение "Пенденниса"; "Виргинцы" (The Virginians, 1858--1859) -- продолжение "Эсмонда". В последний период творчества Т. написал несколько повестей: "Приключение Филиппа" (The Adventures of Philip on his way through the world, 1861--1862); "Ловель-вдовец" (Lovel the Widower, 1860) и незаконченный, опубликованный уже после смерти писателя роман "Дени Дюваль" (Denis Duval, 1863, изд. посмертно 1864). В 1851 Т. предпринял чтение публичных лекций об английских юмористах XVIII в. (от Свифта до Гольдсмита), повторенное в Америке в 1852. Они опубликованы отд. изданием ("The English Humourists of the Eighteenth Century", 1853). Во время второй поездки в Америку [1855] Т. прочел серию лекций "Четыре Георга" (The Four Georges) с юмористической характеристикой этих монархов и английского быта в их царствование (опубликованы в 1861). Наиболее ценным в лит-ом наследстве великого английского сатирика является группа романов второго периода, из к-рых особенно выделяется "Ярмарка тщеславия" широтой реалистического охвата действительности и глубиной сатиры. Именно этот роман -- шедевр Т. -- обеспечил писателю лит-ый успех при жизни и утвердил его славу в мировой литературе. Т., как и Диккенс, творил в так наз. "викторианскую эру", когда буржуазия достигла полной победы не только в области экономики, но и в политике и старалась лишь закрепить свое господство,
Стр.1