Бар. H. H. Врангель
Любовная мечта современныхъ русскихъ художниковъ
MАДОННЫ
Voуez cette Mаdone, -- c'est le portrаit d'une courtisаne.
Mèrimée.
"Аполлонъ", No 3, 1909
OCR Бычков М. Н.
Женщина, послѣ грѣхопаденія, была изгнана изъ рая. Бѣлый ангелъ съ мечомъ сталъ у дверей,
чтобы охранять блаженство, недоступное соблазненнымъ. Но Змѣй-искуситель -- главный грѣховникъ -не
перешелъ границъ Эдема.
Онъ остался въ раю -- жить, учить и блаженствовать. Въ Старомъ Завѣтѣ не сказано, что въ раю
поселились новыя существа. Но такъ было въ дѣйствительности. Въ райскомъ саду красоты мечтой
художниковъ и поэтовъ были созданы призраки полу-Дѣвы -- умнѣе и хитрp3;е ангеловъ. А изгнанницу
Еву обожествила земная мечта и въ невѣдѣніи назвала Мадонной -- прекрасной, величавой,
смиренномудрой Дѣвой. И много вѣковъ люди, жаждущіе красоты недостижимой, молились ей...
Но тамъ, въ раю, долго невидимыя, безплотныя, жили безликія тѣни грѣшницы, порочной и
изысканной, лишь наполовину внявшей соблазнамъ Змѣя. Она взяла только нужное, изъ того, что
полностью предлагалъ услужливый Дьяволъ и запрещалъ Ангелъ.
Это была Лилитъ -- первая жена Адама которой Сатана, по словамъ Реми де Гурмона, сказалъ:
"Человѣка я отдалъ въ твою власть, чтобы ты унизила его, чтобы слезы его стали смѣшными,
чтобы домъ его сталъ больницей, а кровать лупанаромъ. И женщину я сдѣлаю такою же, какъ ты. Послѣ
удовольствія она будетъ выть, какъ мать, ребенка которой волчица уноситъ въ пасти... In vulvа infernum...
И Ефратъ прольетъ черезъ нее свои воды и не угаситъ ея углей".
Предреченное сбылось. И теперь эта женщина, сдѣланная Дьяволомъ, -- не Ева, не Лилитъ, а
Мечта нашихъ дней. Ева, никогда не грѣшащая только потому, что она родилась порочной и сдѣлаться
ею не можетъ,-дѣвушка
съ невиннымъ лицомъ ребенка, одѣтая какъ взрослая, въ пышной
прическѣ, раскрашенная какъ кукла, смѣсь дьяволицы и серафима,-съ
маленькой головой и большими глазами, какъ у бархатной бабочки, а
ротъ--какъ кровавый ивѣтокъ съ крошечнымъ розовымъ язычкомъ кошечки,-смѣсь
зла и невинности, подростка и старушки,-больной,
оранжерейный цвѣтокъ въ оправѣ Лалика,-странное
и острое сліяніе непонятнаго и знакомаго, невинности и грѣха,
дѣвочка, о которой сказалъ бы Альтенбергъ: "И смотря на нее, дѣти становятся взрослыми, а
взрослые дѣтьми"...
Вотъ онѣ -- манящіе призраки современности, женщины-тѣни, которыми населенъ рай!
А Мадонна, Дѣва-Марія, которой поклонялись столько вѣковъ? Гдѣ возсѣдаетъ она на своемъ
пышномъ тронѣ? Гдѣ убранная ризами -- мечта съ ликомъ земной женщины? Гдѣ она -- богиня
неизреченнаго, безмолвнаго, великаго поклоненія и неразгаданной красоты?
Долгіе вѣка обожали и любили люди свою Мадонну, обожествленную Еву. Женщину земли
одѣвали божественной, причесывали и гримировали. Женщину любовницу, по модному одѣтую, съ
кокетливой прической, въ новомъ сіяніи, въ новыхъ нечеловѣческихъ ризахъ, окруженную своими
приспѣшниками, называли святыней. И ни одинъ дерзкій не смѣлъ говорить, что это -- та земная
подруга, которую онъ такъ хорошо зналъ.
Но въ сказкѣ Андерсена дуракъ увидѣлъ, что король -- голый. Такъ и современный художникъ
узналъ въ Мадоннѣ изгнанную Еву, давно знакомую ему и его друзьямъ женщину. Ту самую, что онъ
вчера рисовалъ вакханкой.
И никакія силы не могутъ cъ тѣхъ поръ закрыть людямъ глаза. Во всѣхъ божественныхъ ликахъ
мы видимъ теперь одно земное очарованіе.
Многіе разно, по своему создавали свою Мадонну -- мечту, но она сошла на землю, превратилась
Стр.1