Он имел все право предаваться отчаянию: кроме тайного горя,
которое
отражалось
во всех чертах его, искусство, доставлявшее ему
пропитание, было запрещено под смертною казнию после суда над шамбеланом
Франции Энгерраном Мариньи, его женою и сестрою, обвиненных в чаровании
короля Людовика X. <...> - Вот последнее достояние! - проговорил Гюи Бертран, вынув из
кармана серебряную монету и хлопнув ею по косяку окошка.- Жена придет за
деньгами на расход... я отдам ей все, что имею, а она скажет: этого мало! <...> ..
Завтра голодная жена и дети будут просить милостыню, а я буду пропитаться
на счет моих заимодавцев в тюрьме Капитула! <...> И с этими словами Гюи Бертран схватил лежавший на окне резец и
вонзил его глубоко в дерево. <...> Но вместо жены вошел неизвестный человек в широком плаще, бледный,
худощавый, высокий, с впалыми глазами. <...> - Очень охотно приму... разумеется, скульптурную
- Нет, работа будет относиться собственно до вашего искусства...сказал неизвестный, вынимая из-под плаща небольшой портрет.- По этому
портрету вы должны сделать восковую фигуру. <...> - Вы, может быть, думаете. что я фискал инквизиции, ищу вашей
погибели? <...> Неизвестный взял под плащ портрет и хотел идти. <...> Если вы мне скажете, для какого употребления
заказываете... <...> - О конечно, из всего можно сделать злое употребление; однако же,
покупая железо, не давать же клятвы, что оно не будет употреблено на
кинжал. <...> Через неделю должно быть готово... только
сходство разительное... <...> Гюи Бертран запер двери, спрятал портрет в шкаф, бросил кошелек на
стол и сел снова подле окна в раздумье. <...> II
На другой день рано утром Гюи Бертран вошел в свою рабочую, вынул
портрет, поставил его на станок и, заложив руки назад, стал ходить из угла
в угол. <...> Он закрыл лицо руками и отошел от
портрета, сел подле окна в безмолвии... <...> - Чувствую, что не на добро заказано это!..- повторял он, говоря сам
с собою и посматривая на портрет.- Бедная девушка! <...> Этот человек в оборванном плаще так похож на чернокнижника! <...> Долго ходил Гюн <...>
Иоланда.pdf
А. Ф. Вельтман. Иоланда
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
здесь: www.gothic.ru
---------------------------------------------------------------------------I
В
один из прекрасных июльских вечеров 1315 года Гюи Бертран,
славный церопластик, недавно приехавший в Тулузу, сидел задумчиво подле
открытого окна в своей рабочей (комнате). Он жил против самого портала
церкви св. Доминика. Заходящее солнце освещало еще вершину башни. Гюи
Бертран смотрел на эту вершину. Тень поднималась выше и выше по туреллам,
лицо его более и более омрачалось, и казалось, что все надежды его
уносились вместе с исчезающими лучами солнца на башне.
Он имел все право предаваться отчаянию: кроме тайного горя,
его, искусство, доставлявшее ему
которое отражалось во всех чертах
пропитание, было запрещено под смертною казнию после суда над шамбеланом
Франции Энгерраном Мариньи, его женою и сестрою, обвиненных в чаровании
короля Людовика X.
- Вот последнее достояние! - проговорил Гюи Бертран, вынув из
кармана серебряную монету и хлопнув ею по косяку окошка.- Жена придет за
деньгами на расход... я отдам ей все, что имею, а она скажет: этого мало!..
Завтра голодная жена и дети будут просить милостыню, а я буду пропитаться
на счет моих заимодавцев в тюрьме Капитула!
И с этими словами Гюи Бертран схватил лежавший на окне резец и
вонзил его глубоко в дерево. В эту самую минуту кто-то постучал у дверей.
- Вот она! - произнес Гюи Бертран, вставая с места и отдергивая
задвижку.
Но вместо жены вошел неизвестный человек в широком плаще, бледный,
худощавый, высокий, с впалыми глазами.
- Гюи Бертран?
- Так точно. Неизвестный, входя в рабочую, припер за собою дверь.
- Угодно вам принять на себя работу?
- Очень охотно приму... разумеется, скульптурную
- Нет, работа будет относиться собственно до вашего искусства...сказал
неизвестный, вынимая из-под плаща небольшой портрет.- По этому
портрету вы должны сделать восковую фигуру.
- Восковую? Не могу! - и Гюи Бертран, осмотрев с ног до головы
неизвестного, невольно содрогнулся.
- Вы, может быть, думаете. что я фискал инквизиции, ищу вашей
Нет! Впрочем, я найду другого церопластика, который будет
погибели?
снисходительнее... Неизвестный взял под плащ портрет и хотел идти.
-
Позвольте...
Если вы мне
скажете, для какого употребления
заказываете...
- Вот прекрасный вопрос!
- Но... вы знаете, что можно сделать злое употребление...
- О конечно, из всего можно сделать злое употребление; однако же,
покупая железо, не давать же клятвы, что оно не будет употреблено на
кинжал. Впрочем, будьте покойны: это для коллекции фамильной. Угодно взять?
Гюи Бертран думал.
- Извольте отвечать скорее!
- Берусь... но... мне не дешево станет эта работа... и вам также.
- Насчет этого не беспокойтесь: вот вам в задаток... здесь в
кошельке двадцать луидоров. Через неделю должно быть готово... только
сходство разительное...
- Можете положиться... Неизвестный удалился.
Гюи Бертран запер двери, спрятал портрет в шкаф, бросил кошелек на
стол и сел снова подле окна в раздумье. Вскоре вошла жена его.
- У тебя, Гюи, кто-то был? Не для заказов ли?
- Да! - ответил Бертран.
- Слава Богу!
- Да!- отвечал Бертран.
- Это что такое?
- Деньги.
Стр.1