Биографическая библиотека Флорентия Павленкова
Биографический очерк Э. К. Ватсона
АРТУР ШОПЕНГАУЭР.
ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оригинал здесь: СГГА.
ВВЕДЕНИЕ
Артур Шопенгауэр, один из оригинальнейших и замечательнейших мыслителей девятнадцатого
столетия, стал известен и знаменит, собственно говоря, только после своей смерти. При жизни
профессиональные ученые и философы преднамеренно замалчивали его, а масса публики, по самому
характеру и роду деятельности Шопенгауэра, не могла питать особого интереса к его творениям. Лишь
несколько лет спустя после его смерти, с конца шестидесятых годов, интерес к его творениям и к его
учению начинает проявляться не только на родине, в Германии, но и во Франции, и у нас в России.
Считаем нелишним привести здесь интересную выдержку из появившегося лишь несколько месяцев тому
назад в печати письма Л. Н. Толстого к А. А. Фету, от 30 августа 1869 года (напечатано в "Русском
обозрении", май, 1890 года, в статье: "В. П. Боткин, И. С. Тургенев и граф Л. Н. Толстой. Из
воспоминаний А. А. Фета"). Вот что писал Л. Н. Толстой: "Знаете ли, что было для меня настоящее лето? -
Непрестающий восторг перед Шопенгауэром и ряд духовных наслаждений, которых я никогда не
испытывал. Я выписал все его сочинения, и читал, и читаю (прочел и Канта). И, верно, ни один студент в
свой курс не учился так много и столь много не узнал, как я в нынешнее лето. Не знаю, переменю ли я
когда мнение, но теперь я уверен, что Шопенгауэр - гениальнейший из людей. Вы говорите, что он так
себе, кое-что писал о философских предметах. Как кое-что? Это весь мир в невероятно ясном и красивом
отражении. Я начал переводить его. Не возьметесь ли и вы за перевод его? Мы бы издали вместе. Читая
его, мне непостижимо, каким образом может оставаться его имя неизвестным? Объяснение только одно -
то самое, которое он так часто повторяет, - что "кроме идиотов, на свете почти никого нет..."
14 февраля 1888 года московское психологическое общество чествовало в торжественном
собрании, в актовом зале московского университета, столетнюю годовщину рождения "одного из самых
крупных германских мыслителей нынешнего века, Артура Шопенгауэра", причем товарищ председателя
общества, профессор Н. А. Зверев, сообщил важнейшие данные о жизни Шопенгауэра, а три других
оратора, члены общества, произнесли речи о значении его философии. Впоследствии эти речи были
изданы в одном общем сборнике, с присоединением к ним более подробного биографического этюда о
Шопенгауэре, составленного членом означенного общества В. И.Штейном.
С широким распространением в конце семидесятых годов пессимистической философии как в
Западной Европе, так и у нас, началось и более близкое ознакомление с Шопенгауэром и с его учением. В
1881 году переведено было на русский язык главное сочинение Шопенгауэра "Мир как воля и
представление", а в 1886 году - его же сочинения: "О четверояком корне закона достаточного основания"
и "О воле в природе" (оба перевода принадлежат А. А. Фету, исполнившему, таким образом, совет,
данный ему еще в 1869 году графом Л. Н. Толстым; к первому из этих переводов приложено предисловие
H. H. Страхова). Переведены также шопенгауэровские "Афоризмы и максимы" и "Основные задачи
этики", по своей сравнительной популярности получившие более широкое распространение в обществе.
О жизни Шопенгауэра до самого последнего времени было известно лишь очень немногое. Все его
биографы единогласно признают, что чрезвычайно трудно, даже почти невозможно написать скольконибудь
обстоятельную биографию его,- во-первых, потому, что он, подобно, например, Декарту, вел
жизнь очень замкнутую и уединенную, а во-вторых,- потому, что для его биографии до последнего
времени почти вовсе не было сколько-нибудь подходящих источников. Сам Шопенгауэр относился
крайне несочувственно к стараниям биографов собрать заблаговременно материалы для будущих
жизнеописаний замечательных в каком-либо отношении людей, а к автобиографиям он питал
положительную антипатию. Присланная им, по просьбе редакции Мейеровского "Conversations-Lexicon",
Стр.1