Константин Вагинов
Бамбочада
Бамбочада - изображение сцен обыденной
жизни в карикатурном виде. Г. Ван-Лир,
прозванный il Bamboccio (калека), в XVII в.
славился этого рода картинами.
Ф.И. Булгаков. Худ. энц., т. I
Матреша Белоусова была уже в летах. В деревне ее звали однокоской.
Она служила в нянях и утверждала в течение пяти лет, что ей - двадцать пять.
Она была жеманна и говорила про домовика Прошу, что он ворочает ее как куколку.
По вечерам, перед тем как ложиться спать, она перед осколком зеркала заплетала волосы в мелкие,
мелкие косички; чтобы скрепить их, она плевала на пальцы.
Она угрожала так:
- Я его шпокну!
С ней познакомился Евгений Фелинфлеин в год ужасающих морозов, каких не было уже лет сто.
Фелинфлеин уже не был пухлым, румяным шестнадцатилетним мальчиком. Восемь лет авантюр,
путешествий и вранья несколько изменили выражение его лица, возраст расширил Евгения в плечах,
вызвал растительность, хотя и умеренную, на его щеках.
Наступала весна.
Матреша Белоусова стояла у ворот в своем старомодном пальто и шелковом платке под парчу.
Фелинфлеин в огромных очках шел, постукивая палкой, и размышлял:
"Где бы мне пообедать, у кого переночевать, что предпринять, чтобы не было скучно?"
В прошлом остался цирк в Бухаре, т. е. вырытое в земле углубление, уставленное деревянными
скамейками с накинутыми на них коврами; там после пляшущих лошадей и полной танцовщицы в пачках,
прыгающей через веревку, и перед жонглером, подкидывающим цветные стеклянные кегли, выступал
Евгений вместе с каким-то прохвостом, одетым в костюм трубадура, исполнявшим под собственный
аккомпанемент на пиле куплеты с припевом:
Умен, умен, умен,
Дурак, дурак, дурак.
Кроме бухарского цирка, Евгений уже побывал режиссером Халибуканского театра и
аккомпаниатором нижегородской радиостанции, электромонтером и актером передвижного коллектива и
секретарем одной из газет на побережье Крыма, но сейчас он был безработный.
Он шел, ударяя палкою о камни, думая о том, как он здорово сыграл вместо "Интернационала" -
"Марсельезу" на одном из съездов делегатов электроучреждений и какая мина была у заведующего
дворцом, и как его, Фелинфлеина, выперли.
Вдруг расхохотался.
Стоявшая у ворот Матреша Белоусова, увидя молодого человека с портфелем под мышкой, в
темных очках, шедшего и постукивавшего палкой, приняла его хохот за желание познакомиться, оправила
юбки, вытянула голову и стыдливо прыснула.
- Милочка, - сказал Фелинфлеин, - не мне ли вы улыбаетесь? Не сдается ли у вас комната?
И хотел идти дальше.
- Как же, как же, - пустила вдогонку барышня Белоусова, - комнатки нет, да для такого
приветливого молодого человека, быть может, и найдется.
"Хе-хе, - подумал Фелинфлеин, - что это за бабища?"
- У вас в доме есть комната? - спросил он удивленно. - Уж не казначейша ли вы?
- Казначейша не казначейша, а комнату сдать можем, - гордо заявила бывшая няня.
И вдруг поднял ногу молодой человек и опустил ее на палку. "Чем черт не шутит! Может быть,
бабища действительно комнату достанет?"
- Домишко-то у вас того! - сказал он, подняв голову и посмотрев на двухэтажное здание с
трещиной, давно не крашенное, с небольшими окнами, с ухабным двором - если можно так назвать пустое
пространство между воротами и флигелем. Боковых домов не было. Стояли ворота, а за ним на некотором
расстоянии краснокирпичный дом.
Стр.1