СОДЕРЖАНИЕ
Народное гулянье в Всесвятском
Гость
В деревне (Летние сцены)
Побирушки (Очерк)
Из цикла "Сторона наша убогая". <...> День
НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ В ВСЕХВЯТСКОМ
Село Всесвятское лежит в четырех верстах от Триумфальных ворот по Петербургскому шоссе. <...> В летописи Всесвятское встречается на 1598 году под именем Села Святых Отец, по случаю
бывшей там встречи шведскому королевичу Густаву, когда он въезжал в Москву ко двору Бориса
Годунова. <...> С другой стороны плетется ряд мужичьих
тележонок; один порожняк отстал; из глубины его привстал мужик, тронул вожжой, свистнул каким-то
особенным, извилистым свистом, от которого так и отдает чистым полем и одиночеством, и лошаденка
побежала маленькой рысцой... <...> Иные коренники не
упускали при этом случая выхватить клок сенца из пехтеря переднего воза. <...> На переднем возу, в глубине рогожной кибитки, приделанной на передке, завалился мещанин в
синей жилетке, выставив наружу ноги с подошвами, усеянными десятками гвоздей, которые ярко горят на
солнце. <...> Народное гулянье располагается на небольшой, несколько низменной лужайке между церковью и
лесом. <...> Нарисован, например, мужик с бокалом, похожим на
Сатурновы часы и почти равняющимся росту своего обладателя, а внизу подписано: "Господа! эко пиво! <...> Около стойки совершенно трезвый мужик, приготовляясь пропустить шкальчнк, рассказывает
молодцу, как у него лошадей увели:
-- А какие животы-то! <...> -- Что же-с, кавалер, нам тоже надыть себе преферанс оказывать. <...> По дороге и на лугу
количество валяющихся пьяных увеличивается, и далеко от самого гулянья слышно, как чья-то рука
немилосердно дубасит в турецкий барабан. <...> По временам он подходит к окну и смотрит на улицу, по которой спешат на базар возы с сеном,
дровами, курами, биткам набитыми в плетушки. <...> Возы эти часто раскатываются и стукают о тротуарные
столбы. <...> Иногда какой-нибудь воз березовых дров подзадоривает чиновника, и он принимается что есть
мочи стучать в стекло и кричит на все комнаты с целью <...>
Очерки_и_рассказы_(1862-1866_гг.).pdf
Г. И. Успенский
Очерки и рассказы (1862-1866 гг.)
Г. И. Успенский. Собрание сочинений в девяти томах. Том 1.
М., ГИХЛ, 1955
Издание осуществляется под общей редакцией В. П. Друзина
Подготовка текста и примечания Н. В. Алексеевой
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Народное гулянье в Всесвятском
Гость
В деревне (Летние сцены)
Побирушки (Очерк)
Из цикла "Сторона наша убогая".
I. Корреспондент
Примерная семья
"Неизвестный" (Очерк)
Деревенские встречи
I. Нечаянные гости
II. Никитич
III. День
НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ В ВСЕХВЯТСКОМ
Село Всесвятское лежит в четырех верстах от Триумфальных ворот по Петербургскому шоссе.
Оно получило свое название от церкви во имя всех святых, неизвестно с которого времени там
существующей.
В летописи Всесвятское встречается на 1598 году под именем Села Святых Отец, по случаю
бывшей там встречи шведскому королевичу Густаву, когда он въезжал в Москву ко двору Бориса
Годунова. А когда Иверия (Грузия) отдалась под покровительство России, Всесвятское было отдано
некоторым из потомков имеретинских царей, прибывших в Москву на жительство. Из числа переселенцев
царевна Дарья Арчиловна в 1736 году построила там ныне существующую каменную церковь также во
имя всех святых. В 1812 году всесвятская церковь осквернена была французами: служила им стойлами
для лошадей. От времени ее построения богослужение в ней совершалось грузинскими священниками.
Там погребены и потомки имеретинских царей: князь Дмитрий Егорович и дочь его Мария Багратион,
князья Дмитрий Павлович, Михаил и Петр Дмитриевичи и княгиня Елисавета Михайловна Цициановы.
Везде в русских городах и селах от прежних времен было, и теперь еще более или менее ведется,
обыкновение в дни приходских праздников съезжаться из разных мест в гости. Так справлялся, вероятно
издавна, день всех святых и в селе Всесвятском. Съезжалась туда к обедне и московская знать разделить
праздник с единоверцами грузинской нации, а после обеда начиналось некогда экипажное гулянье.
Впоследствии стали наезжать московские жители и прочих сословий. Так составилось общенародное
гулянье, подобное тем, какие бывают в Сокольниках первого мая и в Марьиной роще в день Семика. Это
продолжалось до открытия Петровского парка, куда перешла знать, а за нею и другие. Во Всесвятском
осталось простонародное гулянье, на которое в прошлое воскресенье и вздумалось взглянуть мне.
В два часа я был на пути в Всесвятское. Отдаленные переулки Москвы, по которым мне пришлось
ехать, больше и больше напоминали мне глухой уездный город, а в иных закоулках стук и дребезжание
калибера производили что-то вроде эпохи: быстро отдергивалась занавесочка у какого-нибудь окна, чьито
руки неистово толкали раму, которая забухла от дождей и не отворялась; и уж долго спустя, на самом
выезде, увидел я, как кто-то почти до половины высунулся в окно и с жадностию всматривался направо и
Стр.1