Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лекции в Ярославском лицее

0   0
Первый авторУшинский Константин Дмитриевич
Издательство[Б.и.]
Страниц19
ID11999
АннотацияВпервые опубликованы А.Н. Острогорским (Собрание неизданных сочинений К.Д. Ушинского. СПб., 1908).
Кому рекомендованоПедагогические труды
Ушинский, К.Д. Лекции в Ярославском лицее : Очерк / К.Д. Ушинский .— : [Б.и.], 1847 .— 19 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/11999 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К.Д. Ушинский Лекции в Ярославском лицее Оригинал здесь: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_lekcii.html. <...> Вам известно, что наш лицей в новом своем преобразовании имеет целью приготовить камералистов на службу нашего отечества. <...> Этим действием правительство наше выражает сознание современной необходимости камерального образования для России и предлагает нам средства быть полезными отечеству на этом поприще. <...> Еще не решен вполне вопрос, какой именно объем камеральных наук, какая наука должна быть для них основною, и не определена с точностью и сфера действий камералиста. <...> Самое слово камералистика - на Западе имеет случайное значение, а у нас не имеет даже и того, между тем как всеобщая потребность в так называемых камеральных сведениях, под которыми разумеют разные, но близкие понятия, делает необходимым множество учреждений, подобных нашему лицею. <...> Камеральные науки находятся в сфере тех наук, предмет которых создан духовною природою человека, и именно тех, которые рассматривают человека в обществе других людей. <...> Я не исключаю этим материальной природы из состава этих предметов - она входит в них, но входит столько, сколько человек усваивает ее себе, и притом человек как член общества. <...> Она входит в состав предмета этих наук потому только, что человек кладет на ней печать своей духовной природы, и притом той стороны души своей, которая выражается в общественной жизни. <...> Следовательно, предметом этой области человеческого знания, к которой принадлежат и камеральные науки, является человеческое общество в его отношениях к людям и к материальной природе. <...> Высшим человеческим обществом является государство - в него втекают, им живут и в нем движутся все другие человеческие общества - и следовательно, эту область наук в обширном смысле можно назвать государственными науками - Staats-wissenschaften в обширном смысле. <...> Первая подчиняется последней, но последняя самым своим существованием необходимо предполагает существование <...>
Лекции_в_Ярославском_лицее.pdf
К.Д. Ушинский Лекции в Ярославском лицее Оригинал здесь: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_lekcii.html. Лекция первая Мм. Гг. Вам известно, что наш лицей в новом своем преобразовании имеет целью приготовить камералистов на службу нашего отечества. Этим действием правительство наше выражает сознание современной необходимости камерального образования для России и предлагает нам средства быть полезными отечеству на этом поприще. По выбору предметов, которые составили мою кафедру, на мне лежит обязанность не только познакомить вас частно с каждым из этих предметов, но и показать вам общее значение камералистики. А потому первое наше знакомство я начну тем, что постараюсь вам уяснить, насколько это возможно для первого раза, взаимное наше назначение. Конечно, более всего желал бы я, чтобы мы поняли друг друга, чтобы ваше внимание еще более согрело мою ревность и чтобы то и другое было плодом не суровой обязанности, а обоюдного нашего стремления к истине и желания быть полезным нашему отечеству. Вы теперь покинули уже школьную дорогу и входите в свободную, безграничную область науки, где первым руководителем вашим должен быть ваш свободный разум, а главным двигателем - стремление к истинному просвещению. Мое же дело не указывать вам давно истертую дорогу, но идти вместе с вами по той, которая мне только известнее, чем вам; и тем более что эта дорога не только не вполне освещена, но едва проложена; да и самая цель нашего изучения является еще, и то только недавно, спорным пунктом. Еще не решен вполне вопрос, какой именно объем камеральных наук, какая наука должна быть для них основною, и не определена с точностью и сфера действий камералиста. Самое слово - камералистика - на Западе имеет случайное значение, а у нас не имеет даже и того, между тем как всеобщая потребность в так называемых камеральных сведениях, под которыми разумеют разные, но близкие понятия, делает необходимым множество учреждений, подобных нашему лицею. Кажущееся противоречие в этой мысли я постараюсь объяснить вам после, чтобы теперь оно не завело нас далеко в исследование чужих мнений. Прежде всего я постараюсь указать вам то место, которое занимают[...] Камеральные науки находятся в сфере тех наук, предмет которых создан духовною природою человека, и именно тех, которые рассматривают человека в обществе других людей. Я не исключаю этим материальной природы из состава этих предметов - она входит в них, но входит столько, сколько человек усваивает ее себе, и притом человек как член общества. Она входит в состав предмета этих наук потому только, что человек кладет на ней печать своей духовной природы, и притом той стороны души своей, которая выражается в общественной жизни. Следовательно, предметом этой области человеческого знания, к которой принадлежат и камеральные науки, является человеческое общество в его отношениях к людям и к материальной природе. Высшим человеческим обществом является государство - в него втекают, им живут и в нем движутся все другие человеческие общества - и следовательно, эту область наук в обширном смысле можно назвать государственными науками - Staats-wissenschaften в обширном смысле. Человек является в государстве двояким: или лицом отдельным, самостоятельным, преследующим свои частные, эгоистические интересы, которые связаны нераздельно с его исключительной личностью и сами исключают всякие интересы других лиц; или членом одного живого организма - государства, выполняющим общую цель его, с пожертвованием даже своими частными интересами. В первой Сфере двигателем является эгоизм, во второй - патриотизм. Первая сфера есть частная, эгоистическая, гражданская; вторая - публичная, общественная, государственная. Первая подчиняется последней, но последняя самым своим существованием необходимо предполагает существование первой и без нее быть не может; но гражданская сфера только в государственной находит свое полное осуществление. Но, сливаясь в жизни, эти две сферы должны быть строго различаемы в науке. Для вывода понятия камералистики необходимо очертить характер этих двух сфер, потому что из общественных наук вытекают камеральные, и все, что я скажу об общественной науке, относится к камеральной как к ее части. Гражданскую же сферу я должен отличить потому, чтобы резче определить общественную и еще камеральную, в которой предметами действия являются также имущества и которая, следовательно,
Стр.1