Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472928)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Ландшафтное проектирование среды: учебное пособие с иллюстрациями (270,00 руб.)

0   0
Первый авторКопьева Алла Васильевна
ИздательствоГОУ ВПО ВГУЭС
Страниц268
ID1194
АннотацияВ пособии кратко сформулированы современные тенденции ланд-шафтного дизайна, дается представление о принципах формирования декоративных посадок, общих декоративных качествах растительного материала различных жизненных форм, применяемых в архитектурно-ландшафтных композициях. Отдельная глава посвящена характеристике раститель-ного материала, который может использоваться при создании архитектурно-ландшафтных композиций различного типа. Приводится словарь, содержащий объяснение как терминов, используемых в ландшафтном дизайне, так и ботанических терминов.
Кому рекомендованоПредназначено студентам специальностей «Дизайн», «Дизайн архи-тектурной среды», «Архитектура» и всем интересующимся вопросами ландшафтного проектирования и декоративной дендрологии
ISBN978-ISBN 5-9736-0022-Х-ISBN 5-9736-0022-Х-ISBN 5-9736-0022-Х-ISBN 5-9736-0022-Х
ББКББК 712.253
Копьева, А.В. Ландшафтное проектирование среды: учебное пособие с иллюстрациями / А.В. Копьева .— Изд-во ВГУЭС, 2006. – 268 с. — Владивосток : ГОУ ВПО ВГУЭС, 2006 .— 268 с. — (ландшафтный дизайн, декоративная дендрология) .— ISBN 978-ISBN 5-9736-0022-Х-ISBN 5-9736-0022-Х-ISBN 5-9736-0022-Х-ISBN 5-9736-0022-Х

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Ботанический сад-институт ДВО РАН Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ____________________________________________________________________ ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ Владивосток Издательство ВГУЭС 2006 ББК 712.253 Л 22 Рецензенты: <...> В.К. Моор, канд. архитектуры, профессор ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ: Учебное посоЛ 22 бие / Отв. ред. <...> Размещение растений в ландшафтных посадках во многом зависит от дизайнерского решения, но чтобы полнее проявлялись необходимые качества растений, следует учитывать особенности их роста и развития, требования к условиям произрастания, декоративные качества. <...> Подбор типов ландшафтных посадок и ассортимента растений, устойчивых к неблагоприятным факторам, особенно актуален в условиях муссонного климата и изрезанного рельефа населенных пунктов Приморского края. <...> Задачи этого пособия – дать представление об основ- Ландшафтное проектирование среды 4 ных типах организации растительного материала, показать возможности формирования различных типов ландшафтных посадок, осветить основные особенности растений как материала для создания ландшафтных посадок. <...> Д.Л. Врищ (рододендроны), Н.И. Денисовым (лианы), Р.В. Дудкиным (декоративные многолетники), Е.В. Зориной (чайно-гибридные розы), М.Н. Колдаевой и С.Б. Гончаровой (декоративные дальневосточные многолетники), Т.Е. Лобановой (астильбы), Л.Н. Мироновой (пионы и ирисы), Н.А. Павлюк (однолетники), А.Н. Прилуцким (хвойные, шиповники), <...> ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАНДШАФТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ <...> Современные тенденции в ландшафтном дизайне В своих современных проявлениях ландшафтный дизайн или, если буквально перевести с английского – «проектирование пейзажа», многолик и разнообразен. <...> Ландшафтный <...>
Ландшафтное_проектирование_среды_учебное_пособие_с_иллюстрациями.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ботанический сад-институт ДВО РАН Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ____________________________________________________________________ ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ Владивосток Издательство ВГУЭС 2006
Стр.1
ББК 712.253 Л 22 Рецензенты: Б.С. Петропавловский, д-р биол. наук; В.К. Моор, канд. архитектуры, профессор ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ: Учебное посоЛ 22 бие / Отв. ред. О.В. Храпко, А.В. Копьева. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 268 с. ISBN 5-9736-0022-Х В пособии кратко сформулированы современные тенденции ландшафтного дизайна, дается представление о принципах формирования декоративных посадок, общих декоративных качествах растительного материала различных жизненных форм, применяемых в архитектурно-ландшафтных композициях. Отдельная глава посвящена характеристике растительного материала, который может использоваться при создании архитектурно-ландшафтных композиций различного типа. Приводится словарь, содержащий объяснение как терминов, используемых в ландшафтном дизайне, так и ботанических терминов. Предназначено студентам специальностей «Дизайн», «Дизайн архитектурной среды», «Архитектура» и всем интересующимся вопросами ландшафтного проектирования и декоративной дендрологии. ББК 712.253 ISBN 5-9736-0022-Х © Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2006
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Одной из важнейших задач ландшафтной архитектуры является задача формирования благоприятной для жизни человека среды. Развитие человечества во все времена тесно связано с окружающей природой, частью которой является человек, поэтому, формируя среду населенных пунктов, надо стремиться максимально приблизить ее к естественной, и в этом роль растений неоценима. Известно, что растения оказывают заметное влияние на микроклимат населенных пунктов. Зеленые насаждения смягчают летнюю жару и сухость, защищают от палящего зноя и сильных ветров. Они повышают ионизацию воздуха, поглощают из воздуха пыль и различные химические загрязнители. На озелененных улицах с плотными посадками вдоль тротуаров жители домов ощущают шум в 10 раз слабее, чем на улицах без зеленых посадок. Газон, расположенный вдоль дороги, не только поглощает пыль, но и снижает вибрацию, возникающую от движения автотранспорта. Кроме того, многие деревья и кустарники выделяют в воздух летучие вещества – фитонциды, которые губительны для микробов и бактерий, благодаря чему содержание болезнетворных микроорганизмов в воздухе снижается во много раз. Все перечисленное выше способствует повышению комфортности среды обитания человека и улучшению его физического самочувствия. Не менее важно психологическое и эмоциональное воздействия растений на жителей городов, которым специалисты по экологии человека придают все большее значение. Возможность отдохнуть в городском сквере, парке, полюбоваться цветником или декоративными деревьями способствует улучшению «качества жизни», повышению устойчивости человека к стрессам, темпам городской жизни. Одной из форм загрязнения городской среды является деэстетизация городского ландшафта – его однообразие, потеря масштабности, нарушение связи с природным окружением. Психологи считают, что при безликой застройке городов, засорении ландшафтов железобетонными конструкциями, пустырями и т.д. происходит «психологическое загрязнение» – снижаются эстетические критерии, идет постепенное привыкание к разрушенной природе. Большую роль в формировании эстетически полноценной среды играет правильное использование элементов природного комплекса, в первую очередь растений. Для создания архитектурно-художественного облика территории ландшафтной архитектурой используется ряд материалов, один из которых – растения – достаточно специфичен, поскольку является живым. Размещение растений в ландшафтных посадках во многом зависит от дизайнерского решения, но чтобы полнее проявлялись необходимые качества растений, следует учитывать особенности их роста и развития, требования к условиям произрастания, декоративные качества. Подбор типов ландшафтных посадок и ассортимента растений, устойчивых к неблагоприятным факторам, особенно актуален в условиях муссонного климата и изрезанного рельефа населенных пунктов Приморского края. Как правило, ландшафтные дизайнеры по своему основному образованию архитекторы, поэтому имеют недостаточное представление о свойствах растительного материала, что нередко приводит к ошибкам в его использовании. В настоящем пособии мы постарались заполнить этот пробел. Задачи этого пособия – дать представление об основ
Стр.3
4 Ландшафтное проектирование среды ных типах организации растительного материала, показать возможности формирования различных типов ландшафтных посадок, осветить основные особенности растений как материала для создания ландшафтных посадок. В настоящее время имеется большое число работ, касающихся ландшафтного озеленения, ландшафтной архитектуры. Имеющиеся в них материалы построены, как правило, на использовании растений, адаптированных к климату Средней Европы или европейской части нашей страны. Однако не все из этих растений могут быть использованы в условиях нашего региона. В нашем пособии в качестве примеров приведены виды, сорта, формы растений, устойчивые к климату Южного Приморья. Мы не стремились привести полные ассортименты или показать методы создания посадок, поскольку работу по разработке методических пособий планируется продолжить и подготовить рекомендации по созданию каждого из основных типов посадок. Материалы настоящего учебного пособия построены главным образом на обобщении сведений, приведенных в литературных источниках. Глава 2, в которой приведены характеристики некоторых растений, содержит и оригинальные материалы специалистов-ботаников. Работа над учебным пособием была распределена следующим образом: предисловие написано совместно О.В. Храпко и А.В. Копьевой, глава 1.1 – Г.Е. Игнатовым и О.В. Масловской, остальные главы этой части составлены О.В. Храпко. Ею же подготовлены материалы глав 2 и 3, исключая гл. 3.3, которая написана коллективом авторов: В.И. Барановым (бересклеты), О.Л. Березовской (розы группы флорибунда), Д.Л. Врищ (рододендроны), Н.И. Денисовым (лианы), Р.В. Дудкиным (декоративные многолетники), Е.В. Зориной (чайно-гибридные розы), М.Н. Колдаевой и С.Б. Гончаровой (декоративные дальневосточные многолетники), Т.Е. Лобановой (астильбы), Л.Н. Мироновой (пионы и ирисы), Н.А. Павлюк (однолетники), А.Н. Прилуцким (хвойные, шиповники), В.В. Суркиной (ивы), О.П. Тетеря (оранжерейные растения), О.В. Храпко (папоротники), В.П. Царенко и Н.А. Царенко (декоративные представители подсемейства сливовые). Глава 4 подготовлена О.В. Храпко, А.В. Копьевой и О.Г. Ивановой, словарь терминов составлен О.В. Храпко. В качестве иллюстраций использованы фотографии следующих авторов: Колдаевой М.Н – 2.1, 2.3, 3.1–3.6, 3.8, 3.10, 3.12–3.15, 3.17–3.34; Петропавловского Б.С. – 2.2, 3.9, 3,16; Пшенниковой Л.М. – 3.7, 3.11; Копьевой А.В. – 4.3, 4.30, 4.33, 4.34, 4.35, 4.37, 4.44, 4.58; Гаврилова А.Г. – 4.51.
Стр.4
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАНДШАФТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ 1.1. Современные тенденции в ландшафтном дизайне В своих современных проявлениях ландшафтный дизайн или, если буквально перевести с английского – «проектирование пейзажа», многолик и разнообразен. Всем понятно, что оригинальность и своевременность – это основа любого направления дизайна. Актуален только дизайн, особенный для своего времени, тот, который изумляет, поражает, ставит в тупик и заставляет задуматься. Ландшафтный дизайн как особое художественное явление тоже не отворачивается от современности и подвержен влиянию авангардных проявлений моды. Современная мода – это неагрессивный способ осознавать настоящее. Ландшафт как модный продукт будет действительно востребован, если он нравится сегодня. Буквально сегодня. Если идея не вписалась в настоящее, она не станет и частью будущего. В отличие от классического садово-паркового искусства ландшафтный дизайн как динамично развивающееся художественное направление тоже не может быть несовременным. Сочетание несочетаемого, неожиданность, непредсказуемость – основные принципы построения современной ландшафтной композиции. Интрига и кураж в пропорциях и отношениях, в траекториях ритмических рядов, в весовом балансе и плотности растительного материала вводятся в смысловую ткань проектного образа, а образ становится многослойным, в чем-то загадочным и на первый взгляд непонятным. Ответ, повтор, отзвук и многочисленные реминисценции и ассоциативно-образные связи становятся основными приѐмами содержательной связи ландшафтных элементов в композиции. Особое, живое дыхание и актуальный сегодня экологический смысл придают произведению искусства биоморфные структуры в таких предметно-пространственных искусствах, как инвайронмент, инсталляция, ассамблаж. Визуальный дискомфорт уже стал частью экологической проблематики. С другой стороны, псевдохаос как художественный приѐм, похожесть на природу, двусмысленность и внешняя неопределенность могут быть лишь первым впечатлением, требующим при прочтении пейзажа особого настроения и состояния души. Уникальность и нарочитое отсутствие гармонии современных пейзажных композиций основаны на множественности ассоциативных связей и логических интерпретаций. В современных ландшафтных композициях особую роль начинают играть такие формообразующие характеристики, как динамика и конкретика. Растительный материал всегда конкретен, а восприятие сада или парка всегда динамично. Ландшафтный дизайнер как никто другой должен уметь моделировать не только динамичный процесс восприятия пространственной формы, но и статичные точки для ее восприятия. Дорожка, мостик, фонтан, беседка, скамейка, особо выделенная площадка – все это элементы моделирования эффекта новизны впечатлений – пространственно-образной структуры
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически