ТУРГЕНЕВ, Иван Сергеевич [28.X(9.XI).1818, Орел -- 22.VIII(3.IX).1883, Буживаль, близ
Парижа; похоронен на Волховом кладбище в Петербурге] -- прозаик, поэт, драматург, критик,
публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны
Тургеневых. Отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода, мать -
- из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Т. прошло в родительском
имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губ.; первым его учителем был крепостной
секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 г. Т. переехал с семьей в Москву, где продолжил свое
образование сначала в частных пансионах, затем под руководством московских педагогов II. Н.
Погорельского, Д. Н. Дубенского и И. П. Клюшникова, позднее известного поэта. К четырнадцати годам
Т. свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями
европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г.
перевелся в Петербургский, где окончил в 1837 г. словесное отделение философского факультета.
В студенческие годы Т. начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы,
небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма "Стено" (1834), написанные в модном тогда
романтическом духе. Среди университетских профессоров Т. выделялся П. А. Плетнев, один из близких
друзей А. С. Пушкина, "наставник старого века... не ученый, но по-своему -- мудрый" (Тургенев И. С.
Полн. собр. соч.: В 28 т.-- Т. XI.-- С. 18). Познакомившись с первыми сочинениями Т., Плетнев объяснил
юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал два наиболее удачных стихотворения, побуждая
ученика продолжать занятия литературой.
Однако интересы Т. еще не были сосредоточены на литературном творчестве. Он считал
недостаточным полученное им университетское образование и был прав: уровень преподавания
филологических и философских дисциплин в Петербургском университете резко отставал тогда от
достигнутого европейской наукой. Весной 1838 г. Т. уехал за границу, его привлекал Берлинский
университет, который был в то время центром изучения философии Гегеля. В Берлине Т. слушал лекции
по классической филологии, философии и истории. Но гораздо важнее было для него общение с
дружеским кружком русских студентов, так же как и он, отправившихся на поиски последнего слова
западной мысли. В это время Т. сблизился с молодым поэтом и мыслителем Н. В. Станкевичем и М. А.
Бакуниным, впоследствии знаменитым революционером. Продолжилось и знакомство Т. с будущим
историком Т. Н. Грановским, начавшееся еще в Петербурге. Т. попал в атмосферу напряженных
умственных исканий и постоянных философских споров. Грандиозная система Гегеля увлекала
Станкевича и его друзей возможностью ясных ответов на вечные вопросы бытия. Но отвлеченная мысль
интересовала русскую молодежь не сама по себе, а тем, что открывала пути, ведущие к новому идеалу
человека, и позволяла выработать программу нравственного самоусовершенствования. За всем этим уже
вырисовывалась мечта о переустройстве жизни, о совершенствовании общества. Проникнутый такими
настроениями, овладев самыми свежими выводами современной философской науки, Т. в 1841 г.
возвращается в Россию.
Первые два года на родине посвящены поискам будущего поприща. Сначала Т. мечтает о
преподавании философии и сдает магистерские экзамены, дававшие право на защиту диссертации и
получение кафедры. Но путь к преподавательской деятельности оказывается закрытым в самом начале:
надежды на восстановление кафедры философии в Московском университете, где Т. намеревался
служить, нет. В конце 1842 г. Т. хлопочет о поступлении на службу в Министерство внутренних дел,
занимавшееся тогда изучением вопроса о возможности освобождения крестьян. Готовясь к будущей
должности, он составляет записку "Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине",
в которой пишет о необходимости серьезных перемен в хозяйственном и правовом положении
крестьянского сословия. В 1843 г. Т. был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в
своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку.
В том же году публикуется поэма Т. "Параша", а чуть позже -- сочувственный отзыв о ней В. Г.
Белинского. Эти события решили судьбу Т.: отныне литература становится для него главным делом
жизни.
Влияние В Г. Белинского во многом определило становление общественной и творческой
позиции Т., Белинский помог ему встать на путь реализма. Но путь этот поначалу оказывается трудным.
Молодой Т. пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с
критическими статьями, вслед за "Парашей" появляются стихотворные поэмы "Разговор" (1844),
"Андрей" (1845), "Помещик" (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся
прозаические повести и рассказы -- "Андрей Колосов" (1844), "Три портрета" (1845), "Бретер" (1846),
"Петушков" (1847). Кроме того, Т. пишет еще и пьесы -- драматический очерк "Неосторожность" (1843)
и комедию "Безденежье" (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости. Используя лирические
Стр.1