Вкупе тогда ж при ней усмотрил я сыночка Эрота... <...> * * *
Древня размера стихом пою отцелюбного сына,
Кой, от-природных брегов поплыв и странствуя долго,
Был провождаем везде Палладою Ментора в виде:
Много ж коль ни-страдал от гневныя он Афродиты,
За любострастных сея утех презор с омерзеньми;
Но прикровенна премудрость с ним от-всех-бед избавляла,
И возвратишуся в дом даровала рождшего видеть. <...> А воскриляя сама, утверди парить за-Омиром,
Слог "Одиссии" веди стопой в Фенелонове слоге:
Я не-сравниться хощу прославленным толь стихопевцам:
Слуху российскому тень подобия токмо представлю,
Да громогласных в нас изощрю достигать совершенства. <...> Хоть на-личишке его пребывала румяна умильность,
Вся благолепность, и-вся веселость любезна младенства;
Только ж в глазенках его ж не знаю что-острое было,
Я от-чего трепетал и внутрь пребезмерно боялся. <...> Вынял из-тула он тогда, не медля, златого
Стрелу одну, у-него из бывших, преострую ону;
Лук-свой напряг, и-хотел уже вонзить мне-ту в перси,
Как внезапу явилась притом Паллада с эгйдом,
И меня защитила, сим от-стрелы покрывая. <...> То Эрот в досаду прияв воздохнул претяжко:
Стыдно было ему так видеть себя побежденна. <...> Но другой, что то человек пребезмерно богатый,
Кой довольствовать все свои пожелания может. <...> Мучим он-люто есть всегда своими страстями;
Он из должностей всех отнюдь ни едины не-знает;
Сладости он никогда не-вкусил добра в сотворени,
И никогда ж не-видал красоты в добродетели чистой:
Он злополучен во-всем, и-достоин быть злополучен;
Каждый день ему несчастий еще прибавляет;
К гибели он своей бежит, и-готовятся боги
Оного препостыд_и_ть вельми наказанием вечным. <...> Сей государь, недоверчивый толь, поверился слепо
Злой-сей жене, что-любовь ослепила его пребезмерно. <...> Кушивал он наичаще один, иль с оною токмо:
Сам и-готовил всё про-себя,. что кушать-был должен,
Верить в сем ни чьим, кроме своих-рук, не-могши. <...> Он заключался в палатах своих в отдаленнейше место,
Лучше дабы укрыть ему недоверку <...>
Из_Тилемаxиды.pdf
В. К. Тредиаковский
Из "Тилемаxиды"
---------------------------------------------------------------------------В.
К. Тредиаковский. Избранные произведения
"Библиотека поэта". Большая серия.
М.-Л., "Советский писатель", 1963
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------СОДЕРЖАНИЕ
"Древня
размера стихом пою отцелюбного сына..."
"Горе! чему цари бывают подвержены часто?.."
"Все государи, всегда которы преспеющи были..."
"Вкупе тогда ж при ней усмотрил я сыночка Эрота..."
"Буря внезапна вдруг возмутила небо и море..."
"Я спросил у него, состоит в чем царска державность?.."
"А потом председатель нам предложил три задачи..."
"Прежде ж всех иных, нечестивая та Астарвея..."
"Должно людей примечать прилежно, да оных познаешь..."
"Ментор потом восхотел испытать, уже наостаток..."
* * *
Древня размера стихом пою отцелюбного сына,
Кой, от-природных брегов поплыв и странствуя долго,
Был провождаем везде Палладою Ментора в виде:
Много ж коль ни-страдал от гневныя он Афродиты,
За любострастных сея утех презор с омерзеньми;
Но прикровенна премудрость с ним от-всех-бед избавляла,
И возвратишуся в дом даровала рождшего видеть.
Странно ль, быть добродетели так увенчанной успехом?
Муса! повеждь и-вину, и-конец путешествий сыновских,
Купно, в премене царств и-людей, приключения разны;
Рцы, коль-без-кротости юноша пыщ, без скромности дерзок;
Без направлений стремглав, чужд-искусства безнавыков дельных;
Вне постоянства превратен, и-твердости вне легкомыслен;
Коль есть медлен ко-благу, творить-зло, игрутщу пристрастен;
Чаять всего от-себя, но-без-помощи реяться в бездны:
Всё ж и-сие и то украс_и_ примышлений убранством.
А воскриляя сама, утверди парить за-Омиром,
Слог "Одиссии" веди стопой в Фенелонове слоге:
Я не-сравниться хощу прославленным толь стихопевцам:
Слуху российскому тень подобия токмо представлю,
Да громогласных в нас изощрю достигать совершенства.
* * *
Горе! чему цари бывают подвержены часто?
Часто мудрейший в них уловляется в сети не-чая:
Люди пронырны корысть и любящи их окружают;
Добрые все отстают от них отлучаясь особно,
Тем что они не-умеют ласкать и-казаться услужны:
Добрые ждут, пока не взыщутся и призовутся,
А государи почти не-способны снискивать оных.
Злые ж, сему напротив, суть смелы, обманчивы, дерзки,
Скоры вкрасться, во-всем угождать, притворяться искусны,
Сделать готовы всё, что-противно совести, чести,
Только б страсти им удоволить в самодержавном.
О! злополучен царь, что толь открыт злых-коварствам:
Он погиб, когда ласкательств не отревает,
И не любит всех вещающих истину смело.
* * *
Стр.1