Лев Николаевич Толстой и Петр Васильевич Веригин
Переписка
Изд: Л.Н.Толстой и П.В.Веригин. <...> Трудность же главная в том, чтобы, откидывая ложь, не откинуть вместе с ней и часть
истины, и в том, чтобы, разъясняя истину, не внести новых заблуждений"
Лев Толстой. <...> А если желаешь быть Духоборцем, только всего и надо: сохранить свое сердце от зла. <...> Где бы
человек не был, в церкви ли или идет за плугом, условие одинаково"
Петр Веригин. <...> Из письма 2 февраля 1909 г.
ДИАЛОГ УЧИТЕЛЕЙ ЖИЗНИ
Когда Тобольский губернатор спросил у находившегося в сибирской ссылке Петра Васильевича
Веригина, "каким родом" он познакомился со Львом Николаевичем Толстым, руководитель духоборцев
ответил: по переписке. <...> Они крайне удивились, что по переписке можно так близко познакомиться", -заметил Веригин в письме к Толстому (16 августа 1898 г.)
Главный разговор шел действительно в письмах. <...> Это были духоборцы: брат Петра Веригина, Василий Васильевич Веригин,
Василий Гаврилович Верещагин, умерший на пути в Сибирь, и Василий Иванович Объедков. <...> Всех нас
поразил скромный, но достойный вид этих людей, представлявший не только местную, но как будто
расовую или, по крайней мере, национальную особенность; никому из нас ни раньше, ни после не
приходилось встречать подобных людей вне духоборческой среды. <...> .1
После встречи с духоборцами одному из своих корреспондентов Толстой написал:
"Сосланный Веригин виновен в том, что оживил дух застывших в своих верованиях и
опустившихся по жизни единоверцев, вызвал в них истинную христианскую жизнь, так что они стали
отдавать все свое имущество в общину, перестали курить, пить, есть мясо и отказываются от присяги и
военной службы". <...> 2
Основные поселения духоборцев находились тогда на Кавказе. <...> Здесь Толстой оценивает духоборчество как "огромной важности явление" и сопоставляет с
явлением Христа:
"Среди духоборов, или, скорее, христианского всемирного братства, как они теперь <...>
Лев_Николаевич_Толстой_и_Петр_Васильевич_Веригин._Переписка_1895_-_1910_годов.pdf
Лев Николаевич Толстой и Петр Васильевич Веригин
Переписка
Изд: Л.Н.Толстой и П.В.Веригин. Переписка. СПб., "Дмитрий Буланин", 1995.
Date: 25-28 августа 2008
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
"...Трудность же главная в том, чтобы, откидывая ложь, не откинуть вместе с ней и часть
истины, и в том, чтобы, разъясняя истину, не внести новых заблуждений"
Лев Толстой. Из письма 21 ноября 1895 г.
"...А если желаешь быть Духоборцем, только всего и надо: сохранить свое сердце от зла. Где бы
человек не был, в церкви ли или идет за плугом, условие одинаково"
Петр Веригин. Из письма 2 февраля 1909 г.
ДИАЛОГ УЧИТЕЛЕЙ ЖИЗНИ
Когда Тобольский губернатор спросил у находившегося в сибирской ссылке Петра Васильевича
Веригина, "каким родом" он познакомился со Львом Николаевичем Толстым, руководитель духоборцев
ответил: по переписке. "Они крайне удивились, что по переписке можно так близко познакомиться", -заметил
Веригин в письме к Толстому (16 августа 1898 г.)
Главный разговор шел действительно в письмах. Личные встречи были позднее -- в 1902 и 1906
годах.
В 1894 году Веригин пересылался по этапу из Архангельской губернии в Сибирь и содержался в
московской Бутырской тюрьме. Позади остались семь лет ссылки, предстояло столько же. Проводить
Веригина приехали брат Василий Васильевич, В. Г. Верещагин и В. И. Объедков. С ними-то 9 декабря
встретился Толстой: повидать самого Веригина не было возможности, он на другой уже день отправлялся
с партией в Березов Тобольской губернии. Толстого сопровождали два спутника -- П. И. Бирюков и Е. И.
Попов. Позднее в томе третьем "Биографии Л. П. Толстого" Бирюков рассказал про эту встречу:
"Мы вошли в большой просторный номер гостиницы и увидали трех взрослых мужчин в особых
красивых полукрестьянских, полуказацких одеждах, приветливо с некоторой торжественностью
поздоровавшихся с нами. Это были духоборцы: брат Петра Веригина, Василий Васильевич Веригин,
Василий Гаврилович Верещагин, умерший на пути в Сибирь, и Василий Иванович Объедков. Всех нас
поразил скромный, но достойный вид этих людей, представлявший не только местную, но как будто
расовую или, по крайней мере, национальную особенность; никому из нас ни раньше, ни после не
приходилось встречать подобных людей вне духоборческой среды.
Мы, а по преимуществу Л. Н. Толстой, стали расспрашивать их о их жизни и взглядах. Короткое
время свидания и малое знакомство с их прошлым не позволило нам вдаться в
3
подробности и мы могли обменяться только общими положениями. На большую часть вопросов
Льва Николаева поводу насилия, собственности, церкви, вегетарианства они отвечали согласием с его
взглядами...".1
После встречи с духоборцами одному из своих корреспондентов Толстой написал:
"Сосланный Веригин виновен в том, что оживил дух застывших в своих верованиях и
опустившихся по жизни единоверцев, вызвал в них истинную христианскую жизнь, так что они стали
отдавать все свое имущество в общину, перестали курить, пить, есть мясо и отказываются от присяги и
военной службы".2
Основные поселения духоборцев находились тогда на Кавказе. Не без влияния Веригина, который
продолжал наставлять их и из ссылки, летом следующего, 1895 года, объявив непримиримую войну
войне, всякой войне, они сожгли все свое личное оружие, без которого на Кавказе, как известно, трудно
жить (Веригин для этого случая прислал и свое), и отказались от призыва на военную службу. К тому
Стр.1