"Ясная поляна" - журнал педагогический. Изд. гр. Л. Н. Толстым. Январь, 1862.
"Время", No 3, 1862
Оригинал здесь -- http://smalt.karelia.ru/~filolog/vremja/1862/MARCH/yaspol.htm
"Ясная-Поляна", журналъ педагогическiй, издаваемый гр. Л. Н. Толстымъ. Январь 1862.
_____
Чтó стоитъ теперь на первомъ планѣ у всѣхъ нашихъ дѣятелей мысли и слова? Разумѣется народъ.
Народъ -- первенствующiй предметъ вниманiя нашихъ политиковъ, публицистовъ, экономистовъ и иныхъ.
Чего же хотятъ они для народа? Они хотятъ вопервыхъ устроить его хозяйственный бытъ и общественныя
отношенiя по новому положенiю, разрѣшивъ наилучшимъ образомъ всѣ вопросы, возникающiе при
введенiи этого положенiя; вовторыхъ -- дать народу возможность пользоваться новыми правами
сознательно и разумно, къ чему вѣрнѣйшимъ путемъ представляется распространенiе народнаго
образованiя.
Первая задача вотъ уже годъ дѣятельно разработывается на практикѣ, по указанной
правительствомъ програмѣ, и обществу остается только наблюдать за ходомъ этихъ работъ и, въ
предѣлахъ возможности, освѣщать пройденный и предстоящiй имъ путь результатами своихъ
наблюденiй. По второй задачѣ -- люди, смотрящiе на предметъ просто и непосредственно, сводятъ итоги
вновь открываемыхъ народныхъ школъ, считаютъ поступающихъ въ нихъ учениковъ, набираютъ для нихъ
возможно-бóльшiй запасъ учителей,
-значитъ
предаются попреимуществу соображенiямъ
арифметическимъ по предмету заготовленiя матерьяловъ для предстоящихъ работъ распространенiя
образованiя. Но есть еще люди съ высшими взглядами, люди-теоретики, которые задались мыслью о
воспитанiи народа, о необходимости и непремѣнной обязанности образованнаго общества дѣйствовать на
народъ, влiять на развитiе его понятiй, на возвышенiе его нравственности. Чтобы дѣйствовать на народъ,
нужно подойти къ нему ближе, сблизиться съ нимъ... Но тутъ послѣдовало странное раздѣленiе голосовъ:
одни сказали, что сближенiе съ народомъ -- пустая, либеральная фраза, стало-быть не стоитъ о немъ ни
говорить, ни думать; другiе сказали, что прежде нежели сближаться, нужно получить способность къ
сближенiю, которой мы не имѣемъ, потомучто исказили свои понятiя наносными, несвойственными
нашему народному духу началами, что народъ насъ никогда не пойметъ, отринетъ, не признаетъ своими;
стало-быть нечего и пробовать подходить, сближаться. Само собою разумѣется, что эти два крайнiе
взгляда, не прямо противоположные между собою, но смотрящiе въ разныя стороны подъ какимъ-то
неудобоизмѣримымъ угломъ, не исключаютъ существованiя другихъ взглядовъ, и потому изъ всѣхъ ихъ
оттѣнковъ образовалось множество презанимательныхъ толковъ, которые можетъ-быть еще нескоро
кончатся.
Между тѣмъ, пока люди-теоретики излагаютъ свои мысли о томъ: нужно ли намъ приблизиться къ
народу, способны ли мы приблизиться къ нему, и какимъ путемъ и способомъ можемъ это сдѣлать, -нашолся
человѣкъ, который неспросясь теоретиковъ, прямо пошолъ навстрѣчу народу, просящему
духовной пищи, и предложилъ ему эту пищу съ необыкновенной простотой и естественностью. И
человѣкъ этотъ вышелъ не изъ народа, а изъ той среды, которую по теорiи народъ долженъ не признавать,
какъ чужую и незнакомую. Мы говоримъ о графѣ Л. Н. Толстомъ, имя котораго выставлено въ заглавiи
нашей статьи. Читателямъ безъ сомнѣнiя извѣстно изъ прошлогодняго объявленiя объ изданiи журнала
"Ясная-Поляна", что названiе этого журнала есть названiе имѣнiя графа Толстого, въ тульской губернiи,
гдѣ редактируется журналъ и гдѣ есть школа, любимѣйшее, какъ оказывается теперь, созданiе графа, или
вѣрнѣе сказать не созданiе, а только подъ наитiемъ его мысли само-собою образовавшееся нѣчто
самородное, ни подъ какiя школьныя системы не подходящее: участiе графа Толстого въ образованiи
яснополянской школы можно уподобить участiю химика въ образованiи кристала изъ приготовленнаго
имъ раствора. Журналъ "Ясная-Поляна", сколько можно судить по первому нумеру и набросаннымъ въ
немъ предположенiямъ, есть ничто иное какъ проведенiе завѣтной мысли о народномъ образованiи,
которую долго носилъ въ душѣ гр. Толстой, и изложенiе наблюденiй надъ школой, для постепенной
Стр.1