ПАТРИОТИЗМ И ПРАВИТЕЛЬСТВО
(Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное
издание, том 90, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва - 1958; OCR:
Габриел Мумжиев)
1
Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время
чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых
страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается
теперь, -- а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами. Но
удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства
разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости,
несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или
умышленным непониманием, или еще всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что
вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть
очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но преступно. О том
же, в чем состоит этот настоящий, хороший патриотизм, или вовсе не говорится, или вместо объяснения
произносятся напыщенные высокопарные фразы, или же подставляется под понятие патриотизма нечто,
не имеющее ничего общего с тем патриотизмом, который мы все знаем и от которого все так жестоко
страдаем.
Говорится обыкновенно, что настоящий, хороший патриотизм состоит в том, чтобы желать
своему народу или государству настоящих благ, таких, которые не нарушают благ других народов.
На днях, разговаривая с англичанином о нынешней войне, я сказал ему, что настоящая причина
этой войны не корыстные цели, как это обыкновенно говорится, но патриотизм, как это очевидно по
настроению всего английского общества. Англичанин не согласился со мной и сказал, что если это и
справедливо, то произошло это от того, что патриотизм, воодушевляющий теперь англичан, дурной
патриотизм; хороший же патриотизм -- тот, которым он проникнут, -- состоит в том, чтобы англичане,
его соотечественники, не поступали дурно.
-- Разве вы желаете, чтобы не поступали дурно только одни англичане? -- спросил я.
-- Я всем желаю этого! -- ответил он, этим ответом ясно показав, что свойства истинных благ,
будут ли это блага нравственные, научные, или даже прикладные, практические, -- по существу своему
таковы, что они распространяются на всех людей, и потому желание таких благ кому бы то ни было не
только не есть патриотизм, но исключает его.
Точно так же не есть патриотизм и особенности каждого народа, которые другие защитники
патриотизма умышленно подставляют под это понятие. Они говорят, что особенности каждого народа
составляют необходимое условие прогресса человечества, и потому патриотизм, стремящийся к
удержанию этих особенностей, есть хорошее и полезное чувство. Но разве не очевидно, что если когдато
эти особенности каждого народа, обычаи, верования, язык составляли необходимое условие жизни
человечества, то эти самые особенности служат в наше время главным препятствием осуществлению
сознаваемого уже. людьми идеала братского единения народов. И потому поддержание и охранение
особенностей какой бы то ни было, русской, немецкой, французской, англосаксонской, вызывая такое же
поддержание и охранение не только венгерское, польской, ирландской народностей, но и баскской,
провансальской, мордовской, чувашской и множества других народностей, служит не сближению и
единению людей, а всё большему и большему отчуждению и разделению их.
Так что не воображаемый, а действительный патриотизм, тот, который мы все знаем, под
влиянием которого находится большинство людей нашего времени и от которого так жестоко страдает
человечество, -- не есть желание духовных благ своему народу (желать духовных благ нельзя одному
своему народу), ни особенности народных индивидуальностей (это есть свойство, а никак не чувство), -а
есть очень определенное чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам
или государствам, и потому желание этому народу или государству наибольшего благосостояния и
могущества, которые могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и
могуществу других народов или государств.
Казалось бы очевидно, что патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение
Стр.1