Критика православного богослужения
"В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: "Как я счастлив... что писать дребедени
многословной вроде "Войны" я больше никогда не стану" Толстой Л.Н. ПСС. т.61, стр.247.
"6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: "Люди, любят меня за те пустяки - "Война и мир" и т.п.,
которые им кажутся очень важными" Толстой Л.Н. ПСС. т.56, стр.162.
"Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание
"Войны и мира" и "Анны Карениной". Толстой ответил: "Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь
пришел и сказал бы: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку".
Я приписываю значение совсем другим своим книгам (религиозным!!)"
Гусев Н.Н. Два года с Л.Н.Толстым,М., 1973. с.273.
"Новый лжеучитель, граф Лев Толстой... проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение
всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской... отвергает все таинства
Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами
веры православного народа, не содрогнулся подвегнуть глумлению величайшее из таинств, святую
Евхаристию (причащение - одно из семи таинств)".
Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года.
Смотри: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0498.shtml
Л.Н.Толстой "Воскресение" часть1, глава 39,40, 1899г.
Г л а в а XXXlX
Началось богослужение.
Богослужение состояло в том, что священник, одевшись в особенную, странную и очень
неудобную парчовую одежду, вырезывал и раскладывал кусочки хлеба на блюдце и потом клал их в
чашу с вином, произнося при этом различные имена и молитвы. Дьячок же между тем не переставая
сначала читал, а потом пел попеременкам с хором из арестантов разные славянские, сами по себе мало
понятные, а еще менее от быстрого чтения и пения понятные молитвы. Содержание молитв заключалось
преимущественно в желании благоденствия государя императора и его семейства. Об этом
произносились молитвы много раз, вместе с другими молитвами и отдельно, на коленях. Кроме того,
было прочтено дьячком несколько стихов из Деяний апостолов таким странным, напряженным голосом,
что ничего нельзя было понять, и священником очень внятно было прочтено место из Евангелия Марка,
в котором сказано было, как Христос, воскресши, прежде чем улететь на небо и сесть по правую руку
своего отца, явился сначала Марии Магдалине, из которой он изгнал семь бесов, и потом одиннадцати
ученикам, и как велел им проповедовать Евангелие всей твари, причем объявил, что тот, кто не поверит,
погибнет, кто же поверит и будет креститься, будет спасен и, кроме того, будет изгонять бесов, будет
излечивать людей от болезни наложением на них рук, будет говорить новыми языками, будет брать змей,
и если выпьет яд, то не умрет, а останется здоровым.
Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником
кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь
бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал
надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на
колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное действие было то, когда священник, взяв
обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей. Предполагалось,
что в это самое время из хлеба и вина делается тело и кровь, и потому это место богослужения было
обставлено особенной торжественностью.
Стр.1