В. Г. ЧЕРТКОВА
Издание осуществляется под наблюдением государственной редакционной комиссии
Серия вторая
Дневники и записные книжки
1910
Редактор <...> Приехали милые
Николаев и Абрикосов, и я оч[ень] рад им. <...> Это кажется оч[ень] просто, а для меня это б[ыло] и оч[ень] ново, и особенно, необыкновенно важно. <...> 3) Важно такое сознание чужого я, как своего, для блага человека, п[отому] ч[то], признавая чужое
"я" (Зачеркнуто: хоть) таким же, как свое, можешь делать благо не только одному своему "я", но и всем
другим. <...> Кабы Саша не читала, написал бы ей
приятное. <...> 1) Кроме молитвы обычной О[тче] Н[аш], Кр[уга] Чт[ения), На К[аждый] День, нужно еще
молитву, соответствующую твоему духовному движению. <...> У меня последние четыре постепенные
молитвы были:
1) (Зачеркнуто: Г[оспо]ди) Ты, тот, к[оторый] во мне, помоги мне, <...> 3) Помоги (Зачеркнуто: быть) мне сознавать себя только Твоим работником, <...> Жизнь, (Следующие четыре
слова надписаны поверх строк.) т. е. усилие мое только в настоящем. <...> А настоящее (Следующие три слова
надписаны поверх строк.)духовно и потому вне времени. <...> Кроме писем написал кое как дней 8 или 9 и
переговорил с Булг[аковым]. <...> (Записи от 21 и 22 января вписаны в тетрадь Дневника рукою А. Л. Толстой. <...> Много спал и нынче
(Цифра 22 исправлена рукой Толстого из: 23.) <...> Читал
интересные письма и многие ответил. <...> Особенно одно замечательное, несмотря на ужасающую
безграмотность, глубиной и серьезностью мысли человека, явно отрицающего уже всё, вследствие явно
ложных религиозных утверждений, (Три, последующих слова вписаны рукой Толстого.) принятых им
прежде. <...> Душан все больше и больше
привлекает меня своей серьезностью, умом, знанием, добротой. <...> Вечером пришли Булг[аков] и милый Скипетров, и хорошо беседовали. <...> Знаю только то, [что] за эти два дня был в дурном духе. <...> Чтобы ни было после смерти "я", того начала, к[отор]ое
составляет мое "я <...>
Том_58,_Дневники_и_записные_книжки,_1910,_Полное_собрание_сочинений.pdf
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
под общей редакцией
В. Г. ЧЕРТКОВА
Издание осуществляется под наблюдением государственной редакционной комиссии
Серия вторая
Дневники и записные книжки
1910
Редактор
Н.С. Родинов
ТОМ58
(Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное
издание, том 58, Государственное Издательство "Художественная Литература", Москва - Ленинград,
1934; OCR: Габриел Мумжиев)
[2 января. Я. П.) Пропустил два дня. Нынче 2-е 1910. Вчера все, как обыкновенно. Опять
поправлял Сон. Уехали Ландовск[и]. Ездил верхом. Был у М[арьи] Александровны) и Буланже. Не
переставая стыдно за свою жизнь. В смысле воздержания от недобрых чувств хоть немного двигаюсь.
Димочка приехал проститься. Длинное деловое письмо от Ч[ерткова). Не успел ответить. Вечером
разговор о земле с Сер|ежей]. У всех у них свои теории. Играл с милым Адамычем в шахм[аты] и карты.
Третьего дня, 31. Утром, кажется, что то поправлял. Ездил в волостн[ое] правление. Народ
негодует. Ландовски несколько тяжелы, но они понравился мне. Приех[ал] вечером Олсуфьев. Встре[ча]
нового года с безумной роскошью мучитель[на] и сама собой, и своим участием.
2-е Я. 1910. Ходил по прекрасной погоде. Привезли больную жалкую женщи[ну] после родов.
Дети, голод. Ох, тяжело. Сажусь за письма и кофе. Приехал Франц[уз] Marchand. Говор[ил] с ним горячо,
отвечая на вопросы. Поправля[л] Сон. Ездил верхом с Душаном. Обычный вечер и фр[анцуз].
3 Я. 1910. Здоров. Интересн[ые], хорошие письма. Поправлял Народн[ую] бедноту и Сон. Письма.
Ездил с Олс[уфьевым] верхом. Он православный из приличия, и потому с горячност[ью] защищает. Да,
если религия не на 1-м месте, она на последнем. Отстаивают горячо только неподвижную, т. е. религию
доверия.
Вечер ничего особенного. Скучно.
4 Ян. Грустно, тоскливо, но добродушно. Хочется плакать. Молюсь. Опять поправлял Сон. Не
знаю, хорошо ли, но нужно. Письма, отвечал мало. Ездил верхом один. Оч[ень] грустно. Оч[ень] чужды
окружающие. Думал об отношениях к людям нашего мира, нерелигиозным. В роде как к животным.
Любить, жалеть, но не входить в духовное общение. Такое общение вызывает недобрые чувства. Они не
понимают и с своим непониманием и самоуверенностью, употребляя разум на затемнение истины,
оспаривая истину и добро, завлекают в недобрые чувства.
Не умею сказать, но чувствую, что нужно выработать в себе особенное отношение к этим людям,
чтобы не нарушать любовь к ним.
Иду обедать. Г[оспо]ди, помоги мне быть с Тобой, не переставая сознавать себя только твоим
работником.
Стр.1