ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ И В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ЕЕ?
1902
Журнал "Толстовский Листок - Запрещенный Толстой", выпуск первый, издание второе,
Издательство "Пресс-Соло",Москва, 1995.
OCR: Габриел Мумжиев (gabrielmv@yahoo.com)
I
Всегда во всех человеческих обществах, в известные периоды их жизни, наступало время, когда
религия сначала отклонялась от своего основного значения, потом, все более и более отклоняясь, теряла
свое основное значение и, наконец, замирала в раз установленных формах, и тогда действие ее на жизнь
людей становилось все меньше и меньше.
В такие периоды образованное меньшинство, не веря в существующее религиозное учение,
делает только вид, что верит в него, находя это нужным для удержания народных масс в установленном
строе жизни; народные же массы, хотя и держатся по инерции раз установленных форм религии, в жизни
своей не руководятся уже требованиями религии, а только народными обычаями и государственными
законами.
Так это было много раз в различных человеческих обществах. Но никогда не было того, что происходит
теперь в нашем христианском обществе. Никогда не было того, чтобы богатое, властвующее и
более образованное меньшинство, имеющее наибольшее влияние на массы, не только не верило в
существующую религию, но было бы уверено в том, что в наше время религии уже никакой не нужно, и
внушало бы людям, сомневающимся в истинности исповедуемой религии, не какое-либо более разумное
и ясное религиозное учение, чем то, которое существует, а то, что религия вообще отжила свое время и
стала теперь не только бесполезным, но и вредным органом жизни обществ, вроде того, как слепая
кишка в организме человека. Религия изучается этого рода людьми не как нечто известное нам по
внутреннему опыту, а как внешнее явление, как бы болезнь, которою бывают одержимы некоторые люди
и которую мы можем исследовать только по внешним симптомам.
Религия, по мнению одних из этих людей, произошла от одухотворения всех явлений природы
(анимизм), по мнению других, - из представления о возможности отношений с умершими предками, по
мнению третьих, - из страха перед силами природы.
А так как, рассуждают далее ученые люди нашего времени, наука доказала, что деревья и камни
не могут быть одушевлены, и умершие предки уже не чувствуют того, что делают живые, и явления природы
объясняемы естественными причинами, то и уничтожилась и необходимость в религии, и во всех
тех стеснениях, которые, вследствие религиозных верований, налагали на себя люди. По мнению ученых,
был период невежественный - религиозный. Этот период уже давно пережит человечеством, остались
редкие, атавистические признаки его. Потом был период метафизический, и этот пережит. Теперь же мы,
просвещенные люди, живем в периоде научном, в периоде позитивной науки, которая заменяет религию
и ведет человечество на такую высокую степень развития, до которой оно никогда не могло бы
достигнуть, подчиняясь суеверным религиозным учениям.
В начале нынешнего 1901 года французский знаменитый ученый Вerthelot произнес речь, в которой
он сообщил своим слушателям мысль о том, что время религии прошло и что религия теперь должна
быть заменена наукой. Я цитирую эту речь потому, что она первая попалась мне под руку и произнесена
была в столице образованного мира всеми признанным ученым, но та же мысль выражается
беспрестанно и везде, начиная от философских трактатов до газетных фельетонов. Г-н Бертело говорят в
этой речи, что были прежде два начала, двигавшие человечество: сила и религия. Теперь же двигатели
эти стали излишни, потому что на место их стала наука. Под наукой же г-н Бертело, очевидно, разумеет,
как и все люди, верующие в науку, такую науку, которая обнимает всю область человеческих знаний,
гармонически связанных и, по степени их важности, распределенных между собою, и обладает такими
методами, что все добытые ею данные составляют несомненную истину. Но так как такой науки в
действительности не существует, а то, что называется наукой, составляет сбор случайных, ничем не
связанных между собой знаний, часто совсем ненужных и не только не представляющих несомненной
истины, но сплошь да рядом самые грубые заблуждения, нынче выставляемые как истины, а завтра
Стр.1