ЛЕВ ТОЛСТОЙ
[О ЗНАЧЕНИИ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ.]
(1875--1876)
Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное
издание, том 17, произведения 1863, 1870, 1872-1879, 1884, стр. 353-356.
OCR: Габриел Мумжиев (gabrielmv@yahoo.com)
Рассматривая значение Христианских религий (только в) обществе мне известном т. е. в
европейском (и преимущественно) русском, я пришел к заключение, к которому вероятно пришли и все
мыслящие люди, что мы уже давно не Христиане. Стоить трезво взглянуть на значение религии в нашем и
Европ[ейском] обще[стве], чтобы не сомневаясь придти к отрицательному ответу. Значение религии в
наше время представляется невольно подобным перегнившей или перержавленной связи, которая когда то
была главной силой сплочения обществ. Многие из связанных когда [то] религией предметов держутся
еще вместе и видны еще следы связи, но связи уже нет. И при каждом движении видно что то, [что]
прежде было сплочено, ничем уже не сдерживается и свободно распадается.
Взглянем ли на государственное право, на власть. Обладатель власти был помазанник Боижий и
это был главный и единственный titre его для власти. В наше время никто не можетъ верить в это, и
Наполеон III для упрочения своей власти ищет уже не помазание suffrage universel (всеобщее
голосование). Очевидно, религиозная связь уже не имеет силы, какую она имела для его дяди, и
практически человек, не мудруя, а прямо для достижения своей цели избирает другую связь, не имеющую
ничего общего с религией. -Присяга
на верность точно также употребительна только в России, и каждый чувствует, что она
есть пустая формальность, ни к чему не обязывающая и никого не стесняющая. Присяги в судах,
употребительные еще, беспрестанным очевидно сознательным клятвопреступлением, только очевиднее
доказывают то, что религиозная связь, прежде дававшаяся присягой, теперь уже не имеет никакой силы.
Терпимость религиозная, относимая к Евреям столь восхваляемая есть в сущности только очевиднейшее
доказательство отсутствия религии в обществе и государстве. Религиозное государство, наказующее за
кощунство и поношение веры, не может допускать еврейское исповедание, кот[орое] по самому существу
своему есть отрицание христианского верования, признание сына Божия обманщиком.
Борьба сторонников религии с своими противниками есть еще доказательство отсутствия религии
в обществе; ибо по самому свойству своему религия и ее служители не могут снизойти до борьбы с
гражданской властью.
В семейном отношения отсутствие религии очевиднее всего выражается в главном семейном акте
-- браке, связь кот[орого] была только религиозная. В наше время уже не говоря о том, что большинство
людей того круга образования, про который я говорю, совокупляются помимо религиозного обряда,
находя связь накладываемую религией не стеснительной, но только излишней, большинство Европейских,
т. наз. Христиан, в виду практических целей, для того чтобы заменить прежн[ю]ю распадшуюся
религиозную связь, пришли к необходимости гражд[анских] браков. И сама религия, спускаясь до
требований масс, стала разрешать разводы, т. е. сама [стала] разрушать остатки своей связи, скорее
развязывать и так слабое, чтобы оно не было разорвано.
Более же всего заметно отсутствие религии там, где она прежде руководила всем и занимала
первое место, -- в воспитании. Естественно, что отцы и вообще старшие, воспитывая молодое поколение,
любя его, старались прежде всего, главнее всего, передать ему не собрание сведений о мире,
приобретенных человечеством, не изыскания о природе, не собрание практически полезных знаний, но то
что единое на потребу -- объяснение смысла о значение жизни и смерти. Это объяснение давала религия и
потому религия занимала и теперь занимает в массе необразованных, но обладаю[щих] любовью к детям
и верным инстинктом любви, первое и главное место.
Место это теперь осталось пустым, вакантным, и мы видим те озабоченные, сложные,
бессодержательные и, главное, безопорные споры о том, что должно быть главным предметом
преподавания и целью воспитания.
Стр.1