ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ДВЕ ВОЙНЫ
(1898)
Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное
издание, том 29 (год 1954)
OCR: Габриел Мумжиев (gabrielmv@yahoo.com)
В христианском мире идут в настоящее время две войны. Правда, одна уже кончилась, другая
еще не кончилась, но шли они обе в одно и то же время и противоположность между ними была
поразительна. Одна, теперь уже кончившаяся, была старая, тщеславная, глупая и жестокая,
несвоевременная, отсталая, языческая война, -- испанско-американская, которая убийством одних людей
решала вопрос о том, как и кем должны управляться другие люди. Другая война, продолжающаяся еще
теперь и имеющая кончиться только тоща, когда кончатся все войны, -- это новая, самоотверженная,
основанная на одной любви и разуме, святая война, -- война против войны, которую уже давно (как это
выразил В. Гюго на одном из конгрессов) объявила лучшая, передовая часть христианского человечества
другой, грубой и дикой части этого же человечества и которую с особенной силой и успехом ведет в
последнее время горсть людей -- христиан, кавказских духоборов, против могущественного русского
правительства.
Я на днях получил письмо из Колорадо от какого-то господина Джесси Глодвина, который
просит меня прислать ему: "...несколько слов или мыслей, выражающих мои чувства по отношению
благородного дела американской нации и героизма ее солдат и моряков". Господин этот, вместе с
огромным большинством американского народа, вполне уверен, что дело американцев, состоящее в том,
что они побили несколько тысяч почти безоружных (в сравнении с вооружением американцев испанцы
били почти безоружны) людей, есть несомненно благородное дело, noble work, и что те люди, которые,
побив большое количество своих ближних, большею частью остались живы и здоровы и устроили себе
выгодное положение, -- герои.
Испано-американская война, не говоря о тех ужасах, которые совершали испанцы на Кубе и
которые послужили предлогом войны, сама испанско-американская война похожа вот на что:
Выживший из сил и ума старик, воспитанный в преданиях ложной чести, вызывает для
разрешения возникшего между ним и молодым человеком недоразумения на кулачный бой этого
молодого, находящегося в полном обладании своих сил человека; и молодой человек по своему
прошедшему, по тому, что он не раз сам высказывал, долженствующий стоять неизмеримо выше такого
решения вопроса, принимает вызов с зажатым кастетом в кулаке, набрасывается на выжившего из ума и
сил старика, выбивает ему зубы, ломает ребра и потом с восторгом рассказывает свои подвиги огромной
публике таких же молодых людей, которая радуется и хвалит героя, изувечившего старика.
Такова одна война, занимавшая все умы христианского мира. Про другую войну никто не
говорит; про нее почти никто и не знает. Другая война -- это вот какая.
Все государства, обманывая людей, говорят: вы все, управляемые мною, находитесь в опасности
быть завоеванными другими народами, я блюду ваше благополучие и безопасность и потому требую,
чтобы вы отдавали мне ежегодно миллионы рублей, плоды ваших трудов, которые я буду употреблять на
ружья, пушки, порох, корабли для вашей защиты; кроме того, требую, чтобы и сами вы шли в
устроенные мною организации, где из вас будут делать неразумные частицы одной огромной машины -армии,
управляемой мною. Находясь в этой армии, вы перестанете быть людьми и иметь свою волю, а
будете делать все, что я хочу. Хочу же я прежде всего властвовать; средство же для властвования,
употребляемое мною, есть убийство, и потому я буду обучать вас убийству.
И несмотря на очевидную нелепость утверждения того, что люди находятся в опасности от
нападения правительств других государств, которые утверждают, что они, несмотря на все желание
мира, находятся в той же опасности, несмотря на унизительность того рабства, которому люди
подвергаются, поступая в армию, несмотря на жестокость того дела, к которому они призываются, люди
поддаются обману, отдают свои деньги на свое же порабощение и сами порабощают друг друга.
И вот являются люди, которые говорят:
То, что вы говорите об угрожающей нам опасности и о вашей заботе предохранить нас от нее,
есть обман. Государства все уверяют, что хотят мира, и вместе с тем все вооружаются друг против друга.
Стр.1