Слово это, и соответствующее ему понятие как и большая
часть слов отвлеченных (которых я называю метафизическими как слова: жизнь, сила, смерть, желанье и
т. д., имеет два значения: значение личное (субъективное) и общее (объективное). <...> - Первое, на что накинулось мнение людей грамотных, пишущих, мнение образованной толпы, (я не
называю мнение этих людей обществен [ным] мнением по причинам, которые я объясню после) была та
самая война, во время которой произошла перемена царствования. <...> Насколько только возможно было в
приличных формах, не оскорбляя сына Николая, осуждать его действия в этой войне, они осуждались
образованной толпой в разговорах, речах, в печати. <...> Не доставало слов, чтобы выразить всю глупую
гордость и вместе тупость, нераспорядительность прежнего правительства в этой войне. <...> Одно из первых на очереди, предстоящих внутрен[них] преоб[разований], о которых
громче всех говорила образованная толпа, которое, как говорят, было и всегдашней мыслью Имп. <...> Уничтожение крепостного права, введенного насильственной мерой в России, представлявшего
бесчисленные примеры жестокости и злоупотреблений, было нравственно справедливо и потому
несомненно желательно, и потому при желании Государя уничтожить его, естественно, что все самые
разнообразные мнения образованной толпы слились в одно: в желание уничтожить его. <...> Но на помощь правительству
пришло мнение образованной толпы, состоящей] преимущественно из дворян, с самоотвержение[м],
вследствие одних доводов нравственной справедливости, желавших этой меры. <...> Был ли это глубокий
политический расчет или случайность и совпадение, но правительство как раз в это самое время дало
простор этому мнению толпы и приобрело сильнейшего союзника, без которого оно не могло бы
спокойно привести в исполнение эту меру. в особенности в той революционной, крайне либеральной
форме, в которой она была приведена в исполнение <...>
Собрание_малоизвестных_философских,_религиозных_и_публицистических_произведений_из_17-го_тома_Псс.pdf
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИИИ - ВЕРЫ.
(1875--1876 гг.)
Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное
издание, том 17, произведения 1863, 1870, 1872-1879, 1884, стр. 357-358.
OCR: Габриел Мумжиев (gabrielmv@yahoo.com)
Слово религия-вера есть слово понятное и несомненное для всех верующих, но для неверующих,
для людей не имеющих религии или полагающих, что они не имеют ее, слово это требует точного
определения, для избежания недоразумений. Слово это, и соответствующее ему понятие как и большая
часть слов отвлеченных (которых я называю метафизическими как слова: жизнь, сила, смерть, желанье и
т. д., имеет два значения: значение личное (субъективное) и общее (объективное). Личное значение всегда
ясно и одинаково у всех людей, общее значение весьма разнообразно, смотря по тому в каком смысле оно
понимается. Поэтому я считаю нужным объяснить, что я понимаю под словом религия.
Религия есть свод в одно согласное целое всех объяснений или ответов на те неизбежные и
единственно интересные в жизни вопросы относительно жизни и смерти, на которые разум дает мне
частный ответ, согласнее которого я не знаю никакого другого и в который вследствие того я верю и
считаю несомненно истинным и которым руководствуюсь в каждом жизненном акте.
Религия по этому определению не только не может противуречить данным разума или жизни, но
всякое знание и всякий акт жизни основывается только на религиозном воззрении.
Определение это есть определение [слово оторвано] (субъективное) того, что я называю верою.
Определение объективное будет тоже относительно другого лица; но очевидно свод объект[ов], к[оторый]
дает себе Хрпст1анинъ, удовлетворяя требованиям его разума, может не удовлетворять вполне[?], и это я
называю верованием.
И так верования могут мне казаться ложными, но вера ка[к] я определяю ее, всегда несомненна.
Но на наш [?].
ПСИХОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ.
(1875--1876 гг.)
(idem, стр. 359)
Отдел I. --Суеверия телесног[о] наказания. Литература.
Отдел II. Семейная жизнь -- сделать счастье мужа, жены -- любить.
Отдел III. Характеры -- доброта, злоба. Все различие последоват(ельно)
Отдел IV. Воспитание --любовь любовью.
Отдел V. Хозяйство. Главный двигатель народа. О имеет свои физиологические особенности, как
коровы -- надо дать им по силам -- не только костями удобрять, но сеять клевер не умеют. Хорошо
вводить, где сам работаешь, но тут надо принять этот двигатель. -Психология
основана на наблюдениях над я. Свойства, силы человека, выведенные из себя.
Зоологическая психология -- выводы из вековых результатов выражений свойства людских.
В 1-ой -- любовь, воля, доброта и т. д.
Во 2-й -- Времена доброты, мысли, воспоминания и г. д.
Стр.1