Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Собрание малоизвестных философских, религиозных и публицистических произведений из 17-го тома Псс

0   0
Первый авторТолстой Лев Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц27
ID11662
Кому рекомендованоМалоизвестные произведения
Толстой, Л.Н. Собрание малоизвестных философских, религиозных и публицистических произведений из 17-го тома Псс : Статья / Л.Н. Толстой .— : [Б.и.], 1875 .— 27 с. — Философия .— URL: https://rucont.ru/efd/11662 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Слово это, и соответствующее ему понятие как и большая часть слов отвлеченных (которых я называю метафизическими как слова: жизнь, сила, смерть, желанье и т. д., имеет два значения: значение личное (субъективное) и общее (объективное). <...> - Первое, на что накинулось мнение людей грамотных, пишущих, мнение образованной толпы, (я не называю мнение этих людей обществен [ным] мнением по причинам, которые я объясню после) была та самая война, во время которой произошла перемена царствования. <...> Насколько только возможно было в приличных формах, не оскорбляя сына Николая, осуждать его действия в этой войне, они осуждались образованной толпой в разговорах, речах, в печати. <...> Не доставало слов, чтобы выразить всю глупую гордость и вместе тупость, нераспорядительность прежнего правительства в этой войне. <...> Одно из первых на очереди, предстоящих внутрен[них] преоб[разований], о которых громче всех говорила образованная толпа, которое, как говорят, было и всегдашней мыслью Имп. <...> Уничтожение крепостного права, введенного насильственной мерой в России, представлявшего бесчисленные примеры жестокости и злоупотреблений, было нравственно справедливо и потому несомненно желательно, и потому при желании Государя уничтожить его, естественно, что все самые разнообразные мнения образованной толпы слились в одно: в желание уничтожить его. <...> Но на помощь правительству пришло мнение образованной толпы, состоящей] преимущественно из дворян, с самоотвержение[м], вследствие одних доводов нравственной справедливости, желавших этой меры. <...> Был ли это глубокий политический расчет или случайность и совпадение, но правительство как раз в это самое время дало простор этому мнению толпы и приобрело сильнейшего союзника, без которого оно не могло бы спокойно привести в исполнение эту меру. в особенности в той революционной, крайне либеральной форме, в которой она была приведена в исполнение <...>
Собрание_малоизвестных_философских,_религиозных_и_публицистических_произведений_из_17-го_тома_Псс.pdf
ЛЕВ ТОЛСТОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИИИ - ВЕРЫ. (1875--1876 гг.) Издание: Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 17, произведения 1863, 1870, 1872-1879, 1884, стр. 357-358. OCR: Габриел Мумжиев (gabrielmv@yahoo.com) Слово религия-вера есть слово понятное и несомненное для всех верующих, но для неверующих, для людей не имеющих религии или полагающих, что они не имеют ее, слово это требует точного определения, для избежания недоразумений. Слово это, и соответствующее ему понятие как и большая часть слов отвлеченных (которых я называю метафизическими как слова: жизнь, сила, смерть, желанье и т. д., имеет два значения: значение личное (субъективное) и общее (объективное). Личное значение всегда ясно и одинаково у всех людей, общее значение весьма разнообразно, смотря по тому в каком смысле оно понимается. Поэтому я считаю нужным объяснить, что я понимаю под словом религия. Религия есть свод в одно согласное целое всех объяснений или ответов на те неизбежные и единственно интересные в жизни вопросы относительно жизни и смерти, на которые разум дает мне частный ответ, согласнее которого я не знаю никакого другого и в который вследствие того я верю и считаю несомненно истинным и которым руководствуюсь в каждом жизненном акте. Религия по этому определению не только не может противуречить данным разума или жизни, но всякое знание и всякий акт жизни основывается только на религиозном воззрении. Определение это есть определение [слово оторвано] (субъективное) того, что я называю верою. Определение объективное будет тоже относительно другого лица; но очевидно свод объект[ов], к[оторый] дает себе Хрпст1анинъ, удовлетворяя требованиям его разума, может не удовлетворять вполне[?], и это я называю верованием. И так верования могут мне казаться ложными, но вера ка[к] я определяю ее, всегда несомненна. Но на наш [?]. ПСИХОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ. (1875--1876 гг.) (idem, стр. 359) Отдел I. --Суеверия телесног[о] наказания. Литература. Отдел II. Семейная жизнь -- сделать счастье мужа, жены -- любить. Отдел III. Характеры -- доброта, злоба. Все различие последоват(ельно) Отдел IV. Воспитание --любовь любовью. Отдел V. Хозяйство. Главный двигатель народа. О имеет свои физиологические особенности, как коровы -- надо дать им по силам -- не только костями удобрять, но сеять клевер не умеют. Хорошо вводить, где сам работаешь, но тут надо принять этот двигатель. -Психология основана на наблюдениях над я. Свойства, силы человека, выведенные из себя. Зоологическая психология -- выводы из вековых результатов выражений свойства людских. В 1-ой -- любовь, воля, доброта и т. д. Во 2-й -- Времена доброты, мысли, воспоминания и г. д.
Стр.1