Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 495585)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

"""Милые братья и сестры..."""

0   0
Первый авторРашковская
АвторыРашковский Е.Б.
Страниц8
ID11640
АннотацияОб авторе (Толстой Лев Николаевич). Страницы истории толстовского движения: 1914-1917 гг.
Кому рекомендованоОб авторе
Рашковская, М.А. """Милые братья и сестры...""" : Очерк / Е.Б. Рашковский, М.А. Рашковская .— 1990 .— 8 с. — Религия

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Страницы истории толстовского движения: 1914-1917 Толстовское движение, впервые заявившее о себе в 80-е годы XIX, - один из интереснейших культурных и религиозных феноменов в истории России XX в. <...> С одной стороны, толстовство связано с освободительными чаяниями и духовными поисками русской дворянской, а позднее - и разночинной интеллигенции, впервые всерьез заявившими о себе на грани XVIII и XIX вв. и - в особенности - в период декабризма (*1*). <...> С другой стороны, оно связано с глубокими традициями русского народно-сектантского "разномыслия" и протеста: не случайны интенсивные контакты Л.Н.Толстого, а также организационного лидера движения В.Г.Черткова (1854-1936) с представителями многочисленных течений русского крестьянства и плебейского религиозного "разномыслия" - с беспоповцами, штундой, духоборцами, молоканами, иудействующими, белоризцами и др. <...> . Эта генетическая двойственность во многом определила и облик толстовского движения, сочетавшего в себе черты как интеллигентской оппозиционности, так и русского народно-сектантского умонастроения. <...> Для толстовства как для интеллигентского движения были характерны обостренный интерес к социально-историческим судьбам современности, к новинкам идейной жизни России, Запада и Востока, умение вслед за революционными и либерально-интеллигентскими кругами сочетать легальные и нелегальные приемы пропаганды. <...> От народно-сектантских же течений толстовство усвоило критическое отношение к "господскому" стилю жизни, к индустриально-урбанистической цивилизации и к институционально оформленной религиозной практике, стремление к рационалистической и пантеистической трактовке священных текстов ("понимание в Духе"), пацифистские воззрения. <...> Идея жертвенной готовности принять страдание за свои убеждения, присущая и традиционному русскому народному правдоисканию, и оппозиционерам из "образованных" слоев, также была усвоена толстовским движением. <...> И сам толстовский круг <...>
Милые_братья_и_сестры....pdf
М.А.Рашковская, Е.Б.Рашковский. "Милые братья и сестры..." ---------------------------------------------------------------------------Date: Изд: 15 марта 2002 М., Издательская фирма "Восточная литература", 1993 OCR: Религии мира. История и современность. 1989-1990, Адаменко Виталий (adamenko77@mail.ru) ---------------------------------------------------------------------------"Милые братья и сестры..." Страницы истории толстовского движения: 1914-1917 интереснейших культурных и религиозных феноменов в истории России XX в. Его идейный стороны, толстовство поисками русской Толстовское движение, впервые заявившее о себе в 80-е годы XIX, - один из генезис и человеческий потенциал имеют двойственный исток. С одной дворянской, а связано с впервые всерьез заявившими о себе на грани XVIII и XIX вв. и - в особенности - в период декабризма (*1*). С другой стороны, оно связано с глубокими традициями русского народно-сектантского "разномыслия" и протеста: крестьянства и плебейского случайны интенсивные контакты Л.Н.Толстого, а также организационного лидера движения В.Г.Черткова (1854-1936) с представителями многочисленных течений русского др. (*2*). Эта генетическая двойственность во многом определила и облик толстовского движения, сочетавшего в оппозиционности, так себе толстовства как для интеллигентского движения интерес жизни Востока, умение к либерально-интеллигентскими отношение пропаганды. От народно-сектантских же критическое практике, стремление к трактовке священных текстов ("понимание в русскому "образованных" слоев, также вслед за черты как интеллигентской и русского народно-сектантского умонастроения. Для были характерны обостренный к социально-историческим судьбам современности, к новинкам идейной России, Запада и революционными и кругами сочетать легальные и нелегальные приемы течений толстовство усвоило стилю "господскому" индустриально-урбанистической цивилизации и к религиозной жизни, рационалистической и пантеистической Духе"), пацифистские народному правдоисканию, была и оппозиционерам к Идея жертвенной готовности принять страдание за свои убеждения, присущая и традиционному институционально оформленной воззрения. из усвоена толстовским движением. И сам толстовский круг формировался из представителей, с одной стороны, дворянской интеллигенции и многонациональной среды русских разночинцев, а с другой - из правдоискателей из народных низов, как православных, так и сектантов. Этим двойственным объясняются и неожиданные характерные особенности социокультурным истоком толстовского движения во многом реакции толстовцев на Европа роковые и для подавляющего большинства европейцев события первой мировой войны. Действительно, для тогдашнего европейского сознания события первой мировой войны были ситуацией шоковой. Россия и целый век (после переживали тогда наполеоновских Они толстовцы переживали них беспрецедентной силы кощунственный акт разрушения крушение войн) налаживавшегося быта, трагедию разрушений некритической веры в техноурбанистический прогресс, обернувшийся "прогрессом" разрушения, униформированных полчищ, орудий убийства (*3*). События первых недель и месяцев войны усматривали в гуманистических и духовных ценностей Европы, разрушения самого человеческого естества. Но дегуманизированную науку исторического религиозное обрядоверие и официальную как катастрофические выражения социального и двойственно. всемирно-историческом плане - духовной правоты своего учителя, Л.Н.Толстого, воспринимавшего одновременно они находили в происходящем и подтверждение - во этатизм, подтверждение правоты своей собственной жизненной позиции. Мы публикуем два сестры!" (составитель Сергей Михайлович Попов, 1887-1932). Составление этих воззваний и все (*4*), а также в его мемуарах "Как прожита ограничиться лишь самым привлекая для этого исследовании кратким и Московского военно-окружного суда (*7*). В первые недели и толстовцев: воззвание Митрофана схематичным империалистической войны - групповые воззвания "Опомнитесь, люди-братья!" (составитель Валентин Федорович зла, и, стало быть, усматривали в войне некое трагическое памятника реакции толстовцев на события первых месяцев Булгаков, 1886-1966) и "Милые братья и последующие за ними события образуют довольно сложную и интересную "криминальную фабулу". Подробное изложение этой фабулы дается в Булгакова "Толстовцы в 1914-1916 гг." жизнь" (*5*). Мы вынуждены изложением этой фабулы, документы Канцелярии тульского губернатора (*6*) и месяцы август - сентябрь 1914 г.) (*8*); воззвание сына акцизного чиновника в войны было написано несколько воззваний Семеновича Дудченко (1867-1946) (Полтава, г. Крапивне Тульской губернии Юрия Юлиановича Мута ("К новобранцам") (23 октября 1914 г.) (*9*); в декабре 1914 г. в Тобольске было расклеено воззвание двух подростков - Вениамина Тверитина и Залмана Лобкова (*10*). Все эти три продуманные - были подписными, как и два публикуемых ниже воззвания, воззвания - эмоциональные, далеко не всегда логичные и освободительными чаяниями и духовными позднее - и разночинной интеллигенции, не религиозного "разномыслия" - с беспоповцами, штундой, духоборцами, молоканами, иудействующими, белоризцами и
Стр.1