М.А.Рашковская, Е.Б.Рашковский. "Милые братья и сестры..."
---------------------------------------------------------------------------Date:
Изд:
15
марта 2002
М., Издательская фирма "Восточная литература", 1993
OCR:
Религии мира. История и современность. 1989-1990,
Адаменко Виталий (adamenko77@mail.ru)
---------------------------------------------------------------------------"Милые
братья и сестры..."
Страницы истории толстовского движения: 1914-1917
интереснейших культурных и религиозных феноменов в истории России XX в. Его
идейный
стороны, толстовство
поисками русской
Толстовское движение, впервые заявившее о себе в 80-е годы XIX, - один из
генезис и человеческий потенциал имеют двойственный исток. С одной
дворянской, а
связано с
впервые всерьез заявившими о себе на грани XVIII и XIX вв. и - в особенности
- в период декабризма (*1*). С другой стороны, оно связано с глубокими
традициями русского народно-сектантского "разномыслия" и
протеста:
крестьянства и плебейского
случайны интенсивные контакты Л.Н.Толстого, а также организационного лидера
движения В.Г.Черткова (1854-1936) с представителями многочисленных течений
русского
др. (*2*). Эта генетическая двойственность во многом определила и облик
толстовского движения, сочетавшего в
оппозиционности, так
себе
толстовства как для интеллигентского движения
интерес
жизни
Востока, умение
к
либерально-интеллигентскими
отношение
пропаганды. От народно-сектантских же
критическое
практике, стремление к
трактовке священных текстов ("понимание в
русскому
"образованных" слоев, также
вслед за
черты как интеллигентской
и русского народно-сектантского умонастроения. Для
были характерны обостренный
к социально-историческим судьбам современности, к новинкам идейной
России, Запада и
революционными и
кругами сочетать легальные и нелегальные приемы
течений толстовство усвоило
стилю
"господскому"
индустриально-урбанистической цивилизации и к
религиозной
жизни,
рационалистической и пантеистической
Духе"), пацифистские
народному правдоисканию,
была
и оппозиционерам
к
Идея жертвенной готовности принять страдание за свои убеждения, присущая и
традиционному
институционально оформленной
воззрения.
из
усвоена толстовским движением. И сам
толстовский круг формировался из представителей, с одной стороны, дворянской
интеллигенции и многонациональной среды русских разночинцев, а с другой - из
правдоискателей из народных низов, как православных, так и сектантов.
Этим двойственным
объясняются и
неожиданные
характерные особенности
социокультурным истоком толстовского движения во многом
реакции толстовцев
на
Европа
роковые и
для подавляющего большинства европейцев события первой мировой
войны.
Действительно, для тогдашнего европейского сознания события первой мировой
войны были ситуацией шоковой. Россия и
целый век (после
переживали тогда
наполеоновских
Они
толстовцы
переживали
них беспрецедентной
силы кощунственный акт разрушения
крушение
войн) налаживавшегося быта, трагедию
разрушений некритической веры в техноурбанистический прогресс, обернувшийся
"прогрессом" разрушения, униформированных полчищ, орудий убийства (*3*).
События первых недель и месяцев войны
усматривали в
гуманистических и духовных ценностей Европы, разрушения самого человеческого
естества. Но
дегуманизированную науку
исторического
религиозное обрядоверие и официальную
как катастрофические выражения социального и
двойственно.
всемирно-историческом плане - духовной правоты своего учителя, Л.Н.Толстого,
воспринимавшего
одновременно они находили в происходящем и подтверждение - во
этатизм,
подтверждение правоты своей собственной жизненной позиции.
Мы публикуем два
сестры!" (составитель Сергей Михайлович Попов, 1887-1932).
Составление этих воззваний
и все
(*4*), а также в его мемуарах "Как прожита
ограничиться лишь самым
привлекая для этого
исследовании
кратким и
Московского военно-окружного суда (*7*).
В первые недели и
толстовцев: воззвание Митрофана
схематичным
империалистической войны - групповые воззвания "Опомнитесь, люди-братья!"
(составитель Валентин Федорович
зла, и, стало быть, усматривали в войне некое трагическое
памятника реакции толстовцев на события первых месяцев
Булгаков, 1886-1966) и "Милые братья и
последующие
за ними события образуют
довольно сложную и интересную "криминальную фабулу". Подробное изложение
этой фабулы дается в
Булгакова "Толстовцы в 1914-1916 гг."
жизнь" (*5*). Мы вынуждены
изложением
этой фабулы,
документы Канцелярии тульского губернатора (*6*) и
месяцы
август - сентябрь 1914 г.) (*8*); воззвание сына акцизного чиновника в
войны было написано несколько воззваний
Семеновича Дудченко (1867-1946) (Полтава,
г.
Крапивне Тульской губернии Юрия Юлиановича Мута ("К новобранцам") (23
октября 1914 г.) (*9*); в декабре 1914 г. в Тобольске было расклеено
воззвание двух подростков - Вениамина Тверитина и Залмана Лобкова (*10*).
Все эти три
продуманные - были подписными, как и два публикуемых ниже воззвания,
воззвания - эмоциональные, далеко не всегда логичные и
освободительными чаяниями и духовными
позднее - и разночинной интеллигенции,
не
религиозного "разномыслия" - с
беспоповцами, штундой, духоборцами, молоканами, иудействующими, белоризцами
и
Стр.1