ПРЕДИСЛОВИЕ
Хотя в настоящую минуту мне еще неизвестно, будет ли дана эта драма, но
я нахожу нелишним изложить мои объяснения теперь же, в надежде, что
некоторые из них окажутся небесполезными для драматических артистов вообще и
что, во всяком случае, они могут пригодиться на частном театре. <...> Царь Федор" есть особая, замкнутая в себе драма, но вместе с тем она
служит продолжением трагедии "Смерть Иоанна Грозного" и составляет следующее
за ней звено. <...> Многое в нем связано с предшествующим, и потому, разбирая
"Царя Федора", мне придется иногда оглядываться на "Смерть Иоанна". <...> В проекте о постановке последней пьесы я, в самом конце, очень
осторожно упомянул о необходимости всем исполнителям знать свои роли
наизусть. <...> Ввиду этого факта я считаю весьма важным поставить теперь в самой главе
настоящей статьи энергическое заявление о
том,
что
первое условие
порядочного исполнения есть знание ролей совершенно буквально. <...> У каждого автора как выбор выражений, так и порядок размещения слов
составляет его особенность и физиогномию. <...> Изменять этот порядок - значит
отнимать у него его физиогномию, давать его речи чуждый ей колорит. <...> Не все равно сказать:
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха, или:
Ох, шапка Мономаха, ты тяжела. <...> Какое
же
впечатление сделает на
публику актер,
который,
довольствуясь перестановкой слов, вместо:
не
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха, скажет:
Ох, как меня давит Рюрикова фуражка! <...> Итак, если трагедия "Царь Федор" будет дана, то прежде всего надобно
выучить ее наизусть. <...>
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Две партии в государстве борются за власть: представитель старины,
князь Шуйский, и представитель реформы, Борис Годунов. <...> Федор,
вместо того чтобы дать перевес той или другой стороне или же подчинить себе
ту и другую, колеблется между обеими и чрез свою нерешительность делается
причиной: 1) восстания Шуйского и его насильственной смерти, 2) убиения
своего наследника, царевича Димитрия <...>
Проект_постановки_на_сцену_трагедии_'Царь_Федор_Иоаннович'.pdf
Алексей Константинович Толстой.
Проект постановки на сцену трагедии
"Царь Федор Иоаннович"
--------------------------------------------------------------------Толстой
А.К. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Драматические произведения
М.: Худож. лит., 1981
OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 28 февраля 2003 года
--------------------------------------------------------------------Во
второй том входят драматическая трилогия ("Смерть Иоанна Грозного",
"Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис"), драма "Посадник" и две статьи
Толстого о постановке на сцене его произведений.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хотя в настоящую минуту мне еще неизвестно, будет ли дана эта драма, но
я нахожу нелишним изложить мои объяснения теперь же, в надежде, что
некоторые из них окажутся небесполезными для драматических артистов вообще и
что, во всяком случае, они могут пригодиться на частном театре.
"Царь Федор" есть особая, замкнутая в себе драма, но вместе с тем она
служит продолжением трагедии "Смерть Иоанна Грозного" и составляет следующее
за ней звено. Многое в нем связано с предшествующим, и потому, разбирая
"Царя Федора", мне придется иногда оглядываться на "Смерть Иоанна".
В проекте о постановке последней пьесы я, в самом конце, очень
осторожно упомянул о необходимости всем исполнителям знать свои роли
наизусть. Опыт показал, что не только напоминание не было лишним, но что я
не довольно на нем настаивал.
Ввиду этого факта я считаю весьма важным поставить теперь в самой главе
настоящей статьи энергическое заявление о том,
что первое условие
порядочного исполнения есть знание ролей совершенно буквально.
У каждого автора как выбор выражений, так и порядок размещения слов
составляет его особенность и физиогномию. Изменять этот порядок - значит
отнимать у него его физиогномию, давать его речи чуждый ей колорит. Если
такое обращение не допускается в прозе,
то в стихах оно двояко
непозволительно, ибо посягает не только на колорит автора, но и на слух
публики. Не все равно сказать:
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха, -
или:
Ох, шапка Мономаха, ты тяжела.
В первом случае это пятистопный ямб, во втором - вовсе не стих.
Какое же впечатление сделает на публику актер,
довольствуясь перестановкой слов, вместо:
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха, -
скажет:
Ох, как меня давит Рюрикова фуражка!
А искажения, довольно близко подходящие к этому примеру, можно, к
сожалению, слышать иногда на нашей сцене.
Итак, если трагедия "Царь Федор" будет дана, то прежде всего надобно
выучить ее наизусть.
Приступаю к ее разбору.
который,
не
Стр.1