Е. Козина
ТИК Людвиг [Johann Ludwig Tieck, 1773--1853] -- немецкий писатель, один из крупнейших
представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию,
учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. Лит-ой
работой Т. занялся еще на школьной скамье. В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель (см.). Это
знакомство сыграло решающую роль в лит-ом развитии Т. В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок
романтиков. Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом "Странствование Франца
Штернбальда" (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798).
То, что стихийно зрело в Т., получает в иенском кружке обоснование, подымается на высоту
философии. После распада иенского кружка Т. надолго почти совершенно прекратил лит-ую
деятельность. С 1819 он занимался гл. обр. историей театра и драмы. С 1825 Тик состоял официальным
драматургом дрезденского придворного театра. Его последнее произведение -- роман "Vittoria
Accorombona" [1840].
Т. -- первый писатель, осуществивший в творческой практике принципы романтической теории,
раскрывший с большой силой психологию немецкой мелкобуржуазной интеллигенции начала XIX в.
Отвращение к пошлой действительности, ужас перед нею ведут Т. к уходу от действительной жизни в
экзотику и фантастику, в отдаленное прошлое народа и в замкнутый мир индивидуальных переживаний.
В ранних произведениях Т. культивирует образы экзотического Востока ["Almansur", 1790 (напеч.
впервые в 1798), "Abdallah", 1792 (напеч. в 1795)], обращается к народной сказке ("VolksmДrchen, hrsg.
von Peter Lebrecht", 1797), изучает вместе с Ваккенродером (см.) немецкое средневековье, поэтизирует
старый Нюренберг, культивирует столь существенный для романтизма принцип народности
(VolkstЭmlichkeit) в смысле любви к национальной старине. Вместе с тем он изощренно передает
смятение раздвоенного сознания ("Der blonde Ekbert", 1797), тонко анализирует утомленную и
неуравновешенную душу. Характерен роман Т. "История Вильяма Ловелля" ("Die Geschichte des Herrn
William Lovell", 1793--1795), напеч. 1795--1796, где интерес к психологическому анализу перерастает в
отчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта. В творческой манере Т. все эти тенденции
проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайно характерны для стиля Т. его драмы, в к-рых
один из основных принципов романтической эстетики -- принцип иронии нашел наиболее полное
выражение. Его пьеса "Кот в сапогах" ("Der gestiefelte Kater", 1797) -- полемически заостренный выпад
против мещанской драмы; здесь провозглашено требование "театральности", основанное на понимании
театра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму. Дарование Т. раскрылось в
Иене во всей силе в драме "Геновева" (Leben und Tod der heiligen Genoveva, 1800). Сюжет "Геновевы"
заимствован из народной лубочной книги -- "Легенды о св. Геновеве". Сказочные рыцарские времена,
битвы с маврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастические приключения,
мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь,
ощущение удвоения мира, иной, высшей сущности -- такова "Геновева" Т. Драматическое построение ее
основано на непрерывной перемене места действия, нагнетании настроения.
Художественные тенденции "Геновевы" реализуются Т. еще раз в драме "Император
Октавиан" (Kaiser Oktavianus, 1802, напеч. 1804). Но "Геновева" остается высшим взлетом романтизма Т.;
за нею начинается спад, разложение, уход от художественной лит-ры, слабые попытки вернуться к ней -и
переход к историко-литературной работе, сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Т.
как художника.
Библиография:
I.
Schriften, 20 Bde, B., 1828--1846; Kritische Schriften, 4 Bde, Lpz., 1848--1852;
Gesammelte Novellen, 12 Bde, B., 1852--1854;
Nachgelassene Schriften, hrsg. v. R. Köpke, 2 Bde, Lpz., 1855.
Об искусстве и художниках (Размышления отшельника, любителя изящного), изд. Л. Т., М., 1826
(нов. изд. с предисл. П. Н. Сакулина,М., 1914);
Кот в сапогах, "Любовь к трем апельсинам", П., 1916, кн. 1;
ряд произведений в сб.: "Немецкая романтическая повесть", с вступ. ст. и комм. Н. Берковского, т.
I, Москва -- Ленинград, 1935.
Стр.1