Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 475859)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Тэффи: Биобиблиографическая справка

0   0
Страниц2
ID11386
АннотацияОб авторе (Тэффи).
Кому рекомендованоОб авторе
Тэффи: Биобиблиографическая справка : Статья .— 1990 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ТЭФФИ (псевдоним, урожденная Лохвицкая, по мужу -- Бучинская), Надежда Александровна [9 <...> Прадед, Кондратий Лохвицкий, масон эпохи Александра I, автор мистических стихотворений. <...> Отец -- профессор права, старшая сестра -- известная поэтесса Мирра Лохвицкая. <...> В первых же творческих опытах Т. проявились существенные черты ее дарования. <...> Писательница вспоминала, что в них "преобладал элемент наблюдательности над фантазией" и что она "любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения" (Первые литературные шаги. <...> Первая публикация -стихотворение "Мне снился сон, безумный и прекрасный..." (еженедельник "Север". <...> В годы революции (1905--1907) активно сотрудничала в радикальных сатирических журналах и газетах ("Сигнал", "Зарницы", "Красный смех", "Вперед" и др.), печатая стихотворения, фельетоны, юмористические рассказы. <...> Входила в число беспартийных сотрудников первой легальной большевистской газеты "Новая жизнь" (1905). <...> Опубликованное на ее страницах стихотворение "Пчелки", по воспоминаниям Т., было отмечено В. И. Лениным (Новое русское слово.-- Париж.-- 1949. <...> -- 9 янв.), а затем неоднократно перепечатывалось в антологиях и сборниках политической сатиры, читалось с эстрады. <...> Однако радикализм Т. не шел дальше общелиберального осуждения уродливых крайностей российской действительности, полицейского режима. <...> Поэтому ее сотрудничество с большевистской прессой оказалось весьма кратковременным. <...> В 1908 г. становится постоянным сотрудником вновь организованного журнала "Сатирикон" (вместе с А. Аверченко <...> Вместе с ростом популярности журнала возрастала и известность Т. у массового читателя. <...> Кроме "Сатирикона", была постоянным сотрудником газет "Биржевые ведомости" и "Русское слово", печаталась в "Руси", "Ниве", "Театре и искусстве", большевистской "Звезде" (1911). <...> отозвался о книге резко критически, отметив вторичность тематики и стиля: "Стихи г-жи Тэффи -- ряд общих мест модернизма. <...>
Тэффи_Биобиблиографическая_справка.pdf
ТЭФФИ (псевдоним, урожденная Лохвицкая, по мужу -- Бучинская), Надежда Александровна [9 (21).V.1872, имение в Волынской губ.-- 6.Х.1952, Париж] -- прозаик, поэт, драматург. Родилась в семье с давними культурными традициями. Прадед, Кондратий Лохвицкий, масон эпохи Александра I, автор мистических стихотворений. Отец -- профессор права, старшая сестра -- известная поэтесса Мирра Лохвицкая. В первых же творческих опытах Т. проявились существенные черты ее дарования. Писательница вспоминала, что в них "преобладал элемент наблюдательности над фантазией" и что она "любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения" (Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей.-- М., 1911,-- С. 204). Первая публикация -стихотворение "Мне снился сон, безумный и прекрасный..." (еженедельник "Север".-- 1902.-- 2 сент.; подпись -- Н. Лохвицкая), написанное "под влиянием Чехова" (Первые литературные шаги.-- С. 204). Впоследствии избрала псевдоним, заимствованный из сказки Р. Киплинга "Как было написано первое письмо". В годы революции (1905--1907) активно сотрудничала в радикальных сатирических журналах и газетах ("Сигнал", "Зарницы", "Красный смех", "Вперед" и др.), печатая стихотворения, фельетоны, юмористические рассказы. Входила в число беспартийных сотрудников первой легальной большевистской газеты "Новая жизнь" (1905). Опубликованное на ее страницах стихотворение "Пчелки", по воспоминаниям Т., было отмечено В. И. Лениным (Новое русское слово.-- Париж.-- 1949.-- 9 янв.), а затем неоднократно перепечатывалось в антологиях и сборниках политической сатиры, читалось с эстрады. Однако радикализм Т. не шел дальше общелиберального осуждения уродливых крайностей российской действительности, полицейского режима. Поэтому ее сотрудничество с большевистской прессой оказалось весьма кратковременным. В 1908 г. становится постоянным сотрудником вновь организованного журнала "Сатирикон" (вместе с А. Аверченко, С. Черным, О. Дымовым, художниками Ре-Ми, А. Радаковым). Вместе с ростом популярности журнала возрастала и известность Т. у массового читателя. Кроме "Сатирикона", была постоянным сотрудником газет "Биржевые ведомости" и "Русское слово", печаталась в "Руси", "Ниве", "Театре и искусстве", большевистской "Звезде" (1911). В 1910 г. вышел первый поэтический сборник Т. "Семь огней" (Спб.). В. Брюсов отозвался о книге резко критически, отметив вторичность тематики и стиля: "Стихи г-жи Тэффи -- ряд общих мест модернизма. Если угодно, в стихах г-жи Тэффи много красивого, красочного, эффектного; но это -красота дорогих косметик, красочность десятой копии, эффекты ловкого режиссера. У всех поэтов, от Гейне до Блока, от Леконта де Лиля до Бальмонта, позаимствованы г-жой Тэффи образы, эпитеты и приемы и не без искусства слажены в строфы и новые стихотворения" (Брюсов В. Далекие и близкие // Соч.--М., 1975.-- Т. VI.-- С. 320). Иначе были приняты читателями и критикой два тома "Юмористических рассказов" (Кн. 1.-- Спб., 1910; Кн. 2.-- Спб., 1911). Критика отмечала "наблюдательность, веселость и литературный язык" рассказов (Кузмин М. // "Аполлон".-- 1910.-- No 9), "живой и зажигательный юмор" (Кр<анихфельд> В. // Современный мир, 1910.-- No 9). А. А. Измайлов писал о постепенном отходе Т. "от злобы дня и в особенности от политики, которая еще так недавно кормила русских юмористов". По его мнению, в рассказах Т. преобладает "комизм характеров, юмористика подлинных житейских мелочей" (Биржевые ведомости.--1910.-- 12 июля.-- Вечерний выпуск). Первая книга в течение 1910 г. выдержала 3 издания, до 1917 г. обе книги "Юмористических рассказов" были переизданы более 10 раз. Неоднократно переиздавались и последующие сборники юмористических рассказов Т.: "И стало так" (Спб., 1912; 7-е изд.-- Спб., 1916), "Дым без огня" (Спб., 1914; 9-е изд.-- Пг., 1918), "Карусель" (Пб., 1913; 4-е. изд.-- Пг., 1918). Пережив в 1905--1907 гг. краткий период увлечения политической сатирой ("Корсиканец", "Новые партии", "Взамен политики"), Т. в дальнейшем сосредоточивается на бытовой юмористике. Высмеивая торжествующую пошлость, Т. во 2-й книге "Юмористических рассказов" создает образ "человекообразного", символизирующий различные воплощения мещанства. В фантастическом рассказе "Когда рак свистнул" "человекообразным" преподносится "рождественский подарок": рак, исполняющий наиболее сильные желания. Побеждают только злые желания -- "люди гибли как мухи", а добрые оказываются "слишком вялыми и холодными". Однако фантастический гротеск встречается в рассказах Т. редко. Главная ее тема -- нелепость повседневности, обычных бытовых ситуаций ("Легенда и жизнь", "Юбилей", "Новогодние поздравления", "Пасхальные советы молодым хозяйкам", "Знакомые", "Дураки"). Заграничная поездка, целиком посвященная поискам оторванной от перчатки пуговицы и закончившаяся потерей самой перчатки ("Пуговица"), посетительница ресторанов, заказывающая неизменную телячью почку ("A la Сарданапал"), мучающие друг друга визитеры ("Визитерка") -- таковы типичные сюжеты юмористических миниатюр Т. Лучший дореволюционный сборник рассказов Т.-- "Неживой зверь", написанный в значительной степени под влиянием рассказов Ф. Сологуба,-- знаменует поворот писательницы к психологической
Стр.1