ТЭФФИ (псевдоним, урожденная Лохвицкая, по мужу -- Бучинская), Надежда Александровна [9
(21).V.1872, имение в Волынской губ.-- 6.Х.1952, Париж] -- прозаик, поэт, драматург. Родилась в семье с
давними культурными традициями. Прадед, Кондратий Лохвицкий, масон эпохи Александра I, автор
мистических стихотворений. Отец -- профессор права, старшая сестра -- известная поэтесса Мирра
Лохвицкая. В первых же творческих опытах Т. проявились существенные черты ее дарования.
Писательница вспоминала, что в них "преобладал элемент наблюдательности над фантазией" и что она
"любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения" (Первые литературные шаги.
Автобиографии современных русских писателей.-- М., 1911,-- С. 204). Первая публикация -стихотворение
"Мне снился сон, безумный и прекрасный..." (еженедельник "Север".-- 1902.-- 2 сент.;
подпись -- Н. Лохвицкая), написанное "под влиянием Чехова" (Первые литературные шаги.-- С. 204).
Впоследствии избрала псевдоним, заимствованный из сказки Р. Киплинга "Как было написано первое
письмо".
В годы революции (1905--1907) активно сотрудничала в радикальных сатирических журналах и
газетах ("Сигнал", "Зарницы", "Красный смех", "Вперед" и др.), печатая стихотворения, фельетоны,
юмористические рассказы. Входила в число беспартийных сотрудников первой легальной
большевистской газеты "Новая жизнь" (1905). Опубликованное на ее страницах стихотворение "Пчелки",
по воспоминаниям Т., было отмечено В. И. Лениным (Новое русское слово.-- Париж.-- 1949.-- 9 янв.), а
затем неоднократно перепечатывалось в антологиях и сборниках политической сатиры, читалось с
эстрады. Однако радикализм Т. не шел дальше общелиберального осуждения уродливых крайностей
российской действительности, полицейского режима. Поэтому ее сотрудничество с большевистской
прессой оказалось весьма кратковременным.
В 1908 г. становится постоянным сотрудником вновь организованного журнала
"Сатирикон" (вместе с А. Аверченко, С. Черным, О. Дымовым, художниками Ре-Ми, А. Радаковым).
Вместе с ростом популярности журнала возрастала и известность Т. у массового читателя. Кроме
"Сатирикона", была постоянным сотрудником газет "Биржевые ведомости" и "Русское слово", печаталась
в "Руси", "Ниве", "Театре и искусстве", большевистской "Звезде" (1911).
В 1910 г. вышел первый поэтический сборник Т. "Семь огней" (Спб.). В. Брюсов отозвался о книге
резко критически, отметив вторичность тематики и стиля: "Стихи г-жи Тэффи -- ряд общих мест
модернизма. Если угодно, в стихах г-жи Тэффи много красивого, красочного, эффектного; но это -красота
дорогих косметик, красочность десятой копии, эффекты ловкого режиссера. У всех поэтов, от
Гейне до Блока, от Леконта де Лиля до Бальмонта, позаимствованы г-жой Тэффи образы, эпитеты и
приемы и не без искусства слажены в строфы и новые стихотворения" (Брюсов В. Далекие и близкие //
Соч.--М., 1975.-- Т. VI.-- С. 320).
Иначе были приняты читателями и критикой два тома "Юмористических рассказов" (Кн. 1.-- Спб.,
1910; Кн. 2.-- Спб., 1911). Критика отмечала "наблюдательность, веселость и литературный язык"
рассказов (Кузмин М. // "Аполлон".-- 1910.-- No 9), "живой и зажигательный юмор" (Кр<анихфельд> В. //
Современный мир, 1910.-- No 9). А. А. Измайлов писал о постепенном отходе Т. "от злобы дня и в
особенности от политики, которая еще так недавно кормила русских юмористов". По его мнению, в
рассказах Т. преобладает "комизм характеров, юмористика подлинных житейских мелочей" (Биржевые
ведомости.--1910.-- 12 июля.-- Вечерний выпуск). Первая книга в течение 1910 г. выдержала 3 издания, до
1917 г. обе книги "Юмористических рассказов" были переизданы более 10 раз. Неоднократно
переиздавались и последующие сборники юмористических рассказов Т.: "И стало так" (Спб., 1912; 7-е
изд.-- Спб., 1916), "Дым без огня" (Спб., 1914; 9-е изд.-- Пг., 1918), "Карусель" (Пб., 1913; 4-е. изд.-- Пг.,
1918).
Пережив в 1905--1907 гг. краткий период увлечения политической сатирой ("Корсиканец", "Новые
партии", "Взамен политики"), Т. в дальнейшем сосредоточивается на бытовой юмористике. Высмеивая
торжествующую пошлость, Т. во 2-й книге "Юмористических рассказов" создает образ
"человекообразного", символизирующий различные воплощения мещанства. В фантастическом рассказе
"Когда рак свистнул" "человекообразным" преподносится "рождественский подарок": рак, исполняющий
наиболее сильные желания. Побеждают только злые желания -- "люди гибли как мухи", а добрые
оказываются "слишком вялыми и холодными". Однако фантастический гротеск встречается в рассказах Т.
редко. Главная ее тема -- нелепость повседневности, обычных бытовых ситуаций ("Легенда и жизнь",
"Юбилей", "Новогодние поздравления", "Пасхальные советы молодым хозяйкам", "Знакомые", "Дураки").
Заграничная поездка, целиком посвященная поискам оторванной от перчатки пуговицы и закончившаяся
потерей самой перчатки ("Пуговица"), посетительница ресторанов, заказывающая неизменную телячью
почку ("A la Сарданапал"), мучающие друг друга визитеры ("Визитерка") -- таковы типичные сюжеты
юмористических миниатюр Т.
Лучший дореволюционный сборник рассказов Т.-- "Неживой зверь", написанный в значительной
степени под влиянием рассказов Ф. Сологуба,-- знаменует поворот писательницы к психологической
Стр.1