БОГОРАЗ, Владимир Германович, псевдонимы -- Тан, Н. А. Тан, В. Г. Тан [15(27).IV.1865, Овруч
Волынской губ.-- 10.V.1936, по пути в Ростов-на-Дону, похоронен в Ленинграде] -- прозаик, поэт,
этнограф, фольклорист. Общественный деятель. Родился в небогатой еврейской семье. После окончания
в 1880 г. Таганрогской гимназии поступил в Петербургский университет. Учился на физикоматематическом,
а с 1881 г. -- на юридическом факультете. С конца 1880 г. работал в революционных
народнических кружках. Осенью 1882 г. за участие в студенческих волнениях был выслан в Таганрог,
где, организовав революционный кружок, вел пропаганду среди рабочих. После разгрома кружка Б. был
арестован и 11 месяцев провел в тюрьме. Выйдя на свободу, Б. жил на нелегальном положении. В 1885 г.
стал одним из основателей организации "Народной воли" в Екатеринославе, работал в подпольных
типографиях народовольцев в Новочеркасске, Таганроге, Туле и Москве. В декабре 1886 г. был вновь
арестован, 3 года провел в заключении в Петропавловской крепости. В 1889 г. сослан на 10 лет в СреднеКолымск.
Став
жителем "Колымской республики", как называли ссыльные свою коммуну, Б. занялся
изучением местного края, записью русского фольклора Колымы. С 1895 по 1897 г. по поручению
Географического общества кочевал вместе с чукчами по тундре, знакомясь с их бытом, нравами,
верованиями. Б. считал изучение северных народностей, первобытных и полуистребленных,
"социальным заданием эпохи", продолжением своей общественной деятельности. Жизнь в чукотских
стойбищах дала ему не только массу этнографического материала, который он позднее обобщил в своих
научных трудах, но и побудила к литературной работе.
Б.-прозаик дебютировал в 1896 г. рассказом-очерком из жизни чукчей "Кривоногий", который В.
Г. Короленко опубликовал в журнале "Русское богатство". В этом же году были напечатаны его первые
"колымские" стихотворения. Б. ориентировался на литературный опыт Короленко, считая его главой
"сибирской школы прозаиков", и сразу заявил о себе как писатель-этнограф. В "чукотских" рассказах он
стремился к точной передаче быта и нравов чукчей, не идеализируя "дикарей", не гоняясь за экзотикой
"примитива". Б. изображает малоизученный народ с позиций гуманиста, отдает должное упорству чукчей
в борьбе с суровой природой, их искренности и прямоте, ценит поэзию их верований, но не скрывает и
варварскую дикость обрядов, бедность, племенную рознь.
В 1898 г. по ходатайству Академии наук получил разрешение вернуться в Петербург, где до 1899
г. работал в Музее антропологии и этнографии, сотрудничал в легальных марксистских журналах
"Начало" и "Жизнь". Первая книга прозы Б. "Чукотские рассказы" вышла в 1899 г., а в 1900 г.-поэтический
сборник "Стихотворения". В 1899 г. Б. выехал в Нью-Йорк, оттуда он вновь отправляется в
Сибирь, изучает этнографию и языки народов Камчатки и Чукотки. После окончания экспедиции живет в
Америке, в 1902-- 1903 гг. обрабатывает экспедиционные материалы, пишет новый цикл рассказов о
Севере, роман "Восемь племен" о первобытной жизни народов северо-востока Сибири, роман "За
океаном", посвященный судьбе русских эмигрантов в Америке, книгу очерков "Духоборы в Канаде".
Оставаясь писателем-этнографом, Б. в романе "Восемь племен" впервые широко использует
фольклорный материал, создает легендарно-эпические образы.
Вернувшись в Россию в 1904 г., Б. участвует в общественной борьбе, много выступает как
публицист. В 1905 г. был одним из организаторов "Крестьянского союза", публиковал статьи и
стихотворения в большевистских газетах "Казарма" и "Голос солдата". Однако мировоззрение и
политическая позиция Б. не отличались четкостью, он склонялся к народническому либерализму, стал
одним из учредителей "Народно-социалистической партии".
События первой русской революции отразились в повести Б. "Дни свободы", в аллегорических
рассказах и острых политических памфлетах. В 1905--1906 гг. им были созданы лучшие стихотворения:
"Предсмертная песня", "Царские гости", "Цусима" и др. Как и в лирике 90 -- нач. 900 гг., Б. призывал в
них к борьбе с царизмом, воспевал павших за революцию. Несмотря на художественное несовершенство,
политические стихотворения Б. сыграли роль выдающихся агитационных материалов и были широко
популярны. Но Б.-прозаику не удалось создать цельный художественный образ революции, раскрыть ее
героику и драматизм. "Дни свободы" интересны прежде всего как документальный рассказ очевидца о
событиях Московского восстания.
В годы реакции Б. не оставил политической борьбы, неоднократно привлекался к суду за
политические убеждения. В 1910 г. был приговорен к тюремному заключению, но через несколько
месяцев освобожден из-за болезни. Политические выступления Б. тех лет не имели осязаемых целей, он
жил бунтом ради бунта, и это по-своему отразилось в его последних дооктябрьских произведениях. Их
герои -- одиночки, полные благородных побуждений, страсти к борьбе, но их бунт обречен, т. к. не
подкреплен социальной необходимостью. Для создания образов борцов против "мирового зла" Б. попрежнему
широко использовал легенды и мифы народов Севера.
В романе "Жертвы дракона" (1909) на борьбу с драконом -- символом земного зла -- выходит
Стр.1