Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Богораз Владимир Германович: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID11331
АннотацияОб авторе (Тан-Богораз Владимир Германович).
Кому рекомендованоОб авторе
Богораз Владимир Германович: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/11331 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

БОГОРАЗ, Владимир Германович, псевдонимы -- Тан, Н. А. Тан, В. Г. Тан [15(27). <...> После окончания в 1880 г. Таганрогской гимназии поступил в Петербургский университет. <...> С конца 1880 г. работал в революционных народнических кружках. <...> Осенью 1882 г. за участие в студенческих волнениях был выслан в Таганрог, где, организовав революционный кружок, вел пропаганду среди рабочих. <...> После разгрома кружка Б. был арестован и 11 месяцев провел в тюрьме. <...> В 1885 г. стал одним из основателей организации "Народной воли" в Екатеринославе, работал в подпольных типографиях народовольцев в Новочеркасске, Таганроге, Туле и Москве. <...> Став жителем "Колымской республики", как называли ссыльные свою коммуну, Б. занялся изучением местного края, записью русского фольклора Колымы. <...> С 1895 по 1897 г. по поручению Географического общества кочевал вместе с чукчами по тундре, знакомясь с их бытом, нравами, верованиями. <...> Б. считал изучение северных народностей, первобытных и полуистребленных, "социальным заданием эпохи", продолжением своей общественной деятельности. <...> Жизнь в чукотских стойбищах дала ему не только массу этнографического материала, который он позднее обобщил в своих научных трудах, но и побудила к литературной работе. <...> Б.-прозаик дебютировал в 1896 г. рассказом-очерком из жизни чукчей "Кривоногий", который В. Г. Короленко опубликовал в журнале "Русское богатство". <...> В этом же году были напечатаны его первые "колымские" стихотворения. <...> Б. ориентировался на литературный опыт Короленко, считая его главой "сибирской школы прозаиков", и сразу заявил о себе как писатель-этнограф. <...> В "чукотских" рассказах он стремился к точной передаче быта и нравов чукчей, не идеализируя "дикарей", не гоняясь за экзотикой "примитива". <...> Б. изображает малоизученный народ с позиций гуманиста, отдает должное упорству чукчей в борьбе с суровой природой, их искренности и прямоте, ценит поэзию их верований, но не скрывает и варварскую <...>
Богораз_Владимир_Германович_Биобиблиографическая_справка.pdf
БОГОРАЗ, Владимир Германович, псевдонимы -- Тан, Н. А. Тан, В. Г. Тан [15(27).IV.1865, Овруч Волынской губ.-- 10.V.1936, по пути в Ростов-на-Дону, похоронен в Ленинграде] -- прозаик, поэт, этнограф, фольклорист. Общественный деятель. Родился в небогатой еврейской семье. После окончания в 1880 г. Таганрогской гимназии поступил в Петербургский университет. Учился на физикоматематическом, а с 1881 г. -- на юридическом факультете. С конца 1880 г. работал в революционных народнических кружках. Осенью 1882 г. за участие в студенческих волнениях был выслан в Таганрог, где, организовав революционный кружок, вел пропаганду среди рабочих. После разгрома кружка Б. был арестован и 11 месяцев провел в тюрьме. Выйдя на свободу, Б. жил на нелегальном положении. В 1885 г. стал одним из основателей организации "Народной воли" в Екатеринославе, работал в подпольных типографиях народовольцев в Новочеркасске, Таганроге, Туле и Москве. В декабре 1886 г. был вновь арестован, 3 года провел в заключении в Петропавловской крепости. В 1889 г. сослан на 10 лет в СреднеКолымск. Став жителем "Колымской республики", как называли ссыльные свою коммуну, Б. занялся изучением местного края, записью русского фольклора Колымы. С 1895 по 1897 г. по поручению Географического общества кочевал вместе с чукчами по тундре, знакомясь с их бытом, нравами, верованиями. Б. считал изучение северных народностей, первобытных и полуистребленных, "социальным заданием эпохи", продолжением своей общественной деятельности. Жизнь в чукотских стойбищах дала ему не только массу этнографического материала, который он позднее обобщил в своих научных трудах, но и побудила к литературной работе. Б.-прозаик дебютировал в 1896 г. рассказом-очерком из жизни чукчей "Кривоногий", который В. Г. Короленко опубликовал в журнале "Русское богатство". В этом же году были напечатаны его первые "колымские" стихотворения. Б. ориентировался на литературный опыт Короленко, считая его главой "сибирской школы прозаиков", и сразу заявил о себе как писатель-этнограф. В "чукотских" рассказах он стремился к точной передаче быта и нравов чукчей, не идеализируя "дикарей", не гоняясь за экзотикой "примитива". Б. изображает малоизученный народ с позиций гуманиста, отдает должное упорству чукчей в борьбе с суровой природой, их искренности и прямоте, ценит поэзию их верований, но не скрывает и варварскую дикость обрядов, бедность, племенную рознь. В 1898 г. по ходатайству Академии наук получил разрешение вернуться в Петербург, где до 1899 г. работал в Музее антропологии и этнографии, сотрудничал в легальных марксистских журналах "Начало" и "Жизнь". Первая книга прозы Б. "Чукотские рассказы" вышла в 1899 г., а в 1900 г.-поэтический сборник "Стихотворения". В 1899 г. Б. выехал в Нью-Йорк, оттуда он вновь отправляется в Сибирь, изучает этнографию и языки народов Камчатки и Чукотки. После окончания экспедиции живет в Америке, в 1902-- 1903 гг. обрабатывает экспедиционные материалы, пишет новый цикл рассказов о Севере, роман "Восемь племен" о первобытной жизни народов северо-востока Сибири, роман "За океаном", посвященный судьбе русских эмигрантов в Америке, книгу очерков "Духоборы в Канаде". Оставаясь писателем-этнографом, Б. в романе "Восемь племен" впервые широко использует фольклорный материал, создает легендарно-эпические образы. Вернувшись в Россию в 1904 г., Б. участвует в общественной борьбе, много выступает как публицист. В 1905 г. был одним из организаторов "Крестьянского союза", публиковал статьи и стихотворения в большевистских газетах "Казарма" и "Голос солдата". Однако мировоззрение и политическая позиция Б. не отличались четкостью, он склонялся к народническому либерализму, стал одним из учредителей "Народно-социалистической партии". События первой русской революции отразились в повести Б. "Дни свободы", в аллегорических рассказах и острых политических памфлетах. В 1905--1906 гг. им были созданы лучшие стихотворения: "Предсмертная песня", "Царские гости", "Цусима" и др. Как и в лирике 90 -- нач. 900 гг., Б. призывал в них к борьбе с царизмом, воспевал павших за революцию. Несмотря на художественное несовершенство, политические стихотворения Б. сыграли роль выдающихся агитационных материалов и были широко популярны. Но Б.-прозаику не удалось создать цельный художественный образ революции, раскрыть ее героику и драматизм. "Дни свободы" интересны прежде всего как документальный рассказ очевидца о событиях Московского восстания. В годы реакции Б. не оставил политической борьбы, неоднократно привлекался к суду за политические убеждения. В 1910 г. был приговорен к тюремному заключению, но через несколько месяцев освобожден из-за болезни. Политические выступления Б. тех лет не имели осязаемых целей, он жил бунтом ради бунта, и это по-своему отразилось в его последних дооктябрьских произведениях. Их герои -- одиночки, полные благородных побуждений, страсти к борьбе, но их бунт обречен, т. к. не подкреплен социальной необходимостью. Для создания образов борцов против "мирового зла" Б. попрежнему широко использовал легенды и мифы народов Севера. В романе "Жертвы дракона" (1909) на борьбу с драконом -- символом земного зла -- выходит
Стр.1