Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История и философия науки (200,00 руб.)

0   0
Первый авторОстровский Э. В.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц161
ID358585
АннотацияРассмотрены сущность науки и ее структура, научная деятельность и научная сфера жизни общества, современное состояние российской науки, освещены основные этапы исторического развития научного знания, проанализированы онтологические, аксиологические, методологические, праксиологические и философские проблемы науки.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов высших учебных заведений
Кому рекомендовано Для студентов, аспирантов, сдающих экзамен по программе кандидатского минимума, и соискателей всех специальностей высшего профессионального образования.
ISBN978-5-238-01133-4
УДК001:[1+94](470+571)(075.8)
ББК72.3(2Рос)я73-1+87я73-1
Островский, Э.В. История и философия науки : учеб. пособие / Э.В. Островский .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 161 с. — ISBN 5-238-01133-4 .— ISBN 978-5-238-01133-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/358585 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Можно выделить следующие особенности истории и философии науки как отрасли знания: 1) по своему содержанию история и философия науки — это комплексная дисциплина, находящаяся на стыке таких фундаментальных наук, как всеобщая история, культурология, философия; 2) с точки зрения структуры в ней четко прослеживается наличие трех взаимосвязанных частей: • наука, в которой раскрывается сущность и особенности данного ком• понента культуры; • история науки, ее летопись; теория науки, ее философские основы; 3) по характеру своих взаимосвязей с другими науками история и философия науки выступает в качестве общетеоретической базы всех конкретных наук, прежде всего для наук по дисциплинарной истории и теории; 4) с воспитательной позиции история и философия науки представляет собой своего рода введение в специальность для молодых людей, избравших своей профессией научную деятельность. <...> Продуктом эволюции научного познания является и сложная структура современной науки, включающая около 1500 различных наук. <...> Поскольку история науки неразрывно связана со всеобщей историей и составляет ее органичную часть, основные этапы развития науки, как правило, совпадают с этапами всемирной истории. <...> В пособии рассматриваются следующие основные этапы развития научной мысли: • пранаука первобытного общества; • античная наука; • наука Средневековья; • наука эпохи Возрождения; • наука Нового времени (классическая); • современная (постклассическая) наука. <...> При рассмотрении каждого из перечисленных этапов выясняются особенности соответствующей исторической эпохи, раскрывается объект 4 науки, т.е. характер научной проблематики, волновавшей умы ученых; дается характеристика субъектов науки — выдающихся мыслителей своего времени, в жизни и творчестве которых наиболее ярко воплотился характер науки данного исторического этапа. <...> Разумеется, изучение истории науки в целом не преумаляет значимости истории отдельных <...>
История_и_философия_науки._Учебное_пособие_Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник_Авт._Дог._№_1068.pdf
                                    2015.                                                     
Стр.3
Оглавление Введение Раздел I. НАУКА Глава 1. СУЩНОСТЬ НАУКИ И ЕЕ СТРУКТУРА 1.1. Специфика научного знания и его основные признаки 7 1.2. Понятие науки 11 1.3. Структура науки 15 Глава 2. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Глава 3. НАУЧНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Глава 4. РОССИЙСКАЯ НАУКА: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 22 2.1. Два аспекта науки: научные знания и научная деятельность 22 2.2. Структура научной деятельности 24 31 3.1. Формирование научной сферы жизни общества 31 3.2. Специфика научной сферы и ее функции 33 3.3. Карьера ученого 36 39 4.1. Предпосылки возникновения науки в допетровской Руси (IX— XVII ââ.) 39 4.2. Возникновение первых научных учреждений (XVIII â.) 40 4.3. Достижения российской науки в XIX—íà÷àëå ХХ â. 42 4.4. Развитие российской науки в период с 1917 ã. до начала 2000-õ ãã. 45 4.5. Проблемы и перспективы современной российской науки 48 Раздел II. ИСТОРИЯ НАУКИ Глава 5. ПРАНАУКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 55 55 5.1. Своеобразие периода и основные подходы к его изучению 55 5.2. «Неолитическая революция» 57 5.3. Техника и культура конца доцивилизационного периода 58 5.4. Ритуалы и картины мира в первобытной культуре 60 Глава 6. АНТИЧНАЯ НАУКА Глава 7. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: НАУКА И РЕЛИГИЯ 62 6.1. Периодизация и особенности античной науки 62 6.2. Успехи античной математики и астрономии 64 6.3. Техника античности 66 68 7.1. Особенности периода 68 7.2. Религиозный тип познания 69 7.3. Структура средневекового знания. Наука и образование 71 7.4. Проблема соотношения веры и разума 73 7.5. Западная и восточная ветви средневековой науки. Знание на Руси 74 7.6. Технические и научные достижения Средневековья 75 Глава 8. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА 78 8.1. Общая характеристика периода 78 8.2. Изменение стиля научного мышления 79 8.3. Изобретение книгопечатания 80 8.4. Великие географические открытия 81 8.5. Становление медицинской науки 82 8.6. Реформация и наука 82 159 3 7 7
Стр.160
Глава 9. КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ (ÕVII—ÕVIII ÂÂ.) 85 9.1. Общая оценка этапа 85 9.2. Наука эпохи Просвещения (XVII—êîíåö XVIII Глава 10. СОВРЕМЕННАЯ «НЕКЛАССИЧЕСКАЯ» НАУКА ÕÕ—ÕÕI ÂÂ. 10.4. Достижения современной генетики 100 10.6. Техника и технологии 102 в.) 86 9.3. Промышленная революция и технические достижения XVIII â. 89 9.4. Основные научные и технические достижения XIX â. 90 93 10.1. Сложность оценки современного этапа в развитии науки 93 10.2. Научная картина мира XX—XXI ââ. 94 10.3. Важнейшие достижения физики ХХ â. 97 тика 101 10.5. СинергеРаздел III. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Глава 11. МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ТИПЫ И СТРУКТУРА Глава 12. ОНТОЛОГИЯ И НАУКА 12.1. Что такое онтология? 110 12.2. Современная онтология о бытии и его формах 110 12.3. Проблемы современной онтологии 113 Глава 13. ГНОСЕОЛОГИЯ И НАУКА 116 13.1. Гносеология и ее категориальный аппарат 116 13.2. Сущность ïîçíàíèÿ, его субъект и объект 117 13.3. Цели познания и его методы 118 13.4. Структура процесса познания 119 13.5. Проблема достоверности познания. Абсолютная и относительная истина 124 Глава 14. АКСИОЛОГИЯ И НАУКА 126 14.1. Сущность и основные понятия аксиологии 126 14.2. Основные положения современной аксиологии 127 14.3. Проблема критериев ценности 129 14.4. Понятие оценки 131 Глава 15. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ 133 15.1. Сущность методологии. Теория и метод 133 15.2. Основные методологические принципы 135 15.3. Методы познания 140 15.4. Проблема границ познания 141 Глава 16. ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ Глава 17. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 143 16.1. Сущность праксиологии 143 16.2. Социальная деятельность и ее структура 144 16.3. Специфика научной деятельности 146 148 17.1. Объект социально-гуманитарных наук 148 17.2. Специфика системы социально-гуманитарного знания и его методов 149 17.3. Основные направления социально-гуманитарных наук 150 Словарь 153 Библиографический список Экзаменационные вопросы 160 156 157 105 105 11.1. Понятие мировоззрения 105 11.2. Основные типы мировоззрения 105 11.3. Структура философского мировоззрения 108 110
Стр.161