Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499651)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Под надзором царских жандармов и советских чекистов

0   0
Первый авторОгрызко
Страниц6
ID11330
АннотацияОб авторе (Тан-Богораз Владимир Германович).
Кому рекомендованоОб авторе
Огрызко, В. Под надзором царских жандармов и советских чекистов : Очерк / В. Огрызко .— 2006 .— 6 с. — Публицистика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОГРЫЗКО ПОД НАДЗОРОМ ЦАРСКИХ ЖАНДАРМОВ И СОВЕТСКИХ ЧЕКИСТОВ <...> Оригинал здесь: "Литературная Россия", No 49, 08.12.2006 Богораз по праву считается патриархом советского североведения. <...> Он создал свою этнографическую школу, написал самый обстоятельный для его времени многотомный труд о чукотском народе, разработал основы чукотской письменности, приложил максимум усилий для организации уникального даже по мировым критериям Института народов Севера и воспитал целую плеяду учеников, ставших светилами в области языкознания, фольклора и этнографиии. <...> Сам Богораз в конце жизни признавался, что на Колыме и Чукотке прошли его лучшие годы. <...> А в Якутске застали последствия Якутского расстрела и казни арестованных... <...> После окончания в 1880 году гимназии Богораз уехал из Таганрога в Петербург, где поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. <...> Был я Натан Менделевич Богораз - стал Владимир Германович Богораз. <...> Находясь на нелегальном положении, Богораз принял в 1885 году участие в организации Екатеринославского съезда "Народной воли" и отредактировал последний номер журнала "Народная воля". <...> В 1889 году Богораза осудили на десять лет ссылки и отправили в Колымский округ. <...> Этот интерес молодого бунтовщика к фольклору поддержал В.Ф. Миллер, который позже настоял на том, чтобы Отделение русского языка и словесности Академии наук под богоразовские материалы выделило целый том. <...> Книга, изданная в 1901 году, получила название "Областной словарь колымского русского наречия". <...> Перед этим, ещё до выхода академического тома, Миллер в два захода опубликовал одиннадцать былин, услышанных несостоявшимся юристом на Колыме. <...> В 1895 году Академия наук стала ходатайствовать, чтобы Богоразу, Иохельсону и некоторым другим ссыльным народовольцам власть разрешила принять участие в Колымском отряде Сибиряковской экспедиции. <...> На Богораза была возложена задача - собрать материалы по языку, фольклору, общественному строю <...>
Под_надзором_царских_жандармов_и_советских_чекистов.pdf
В. ОГРЫЗКО ПОД НАДЗОРОМ ЦАРСКИХ ЖАНДАРМОВ И СОВЕТСКИХ ЧЕКИСТОВ (C) В. Огрызко, 2006. Оригинал здесь: "Литературная Россия", No 49, 08.12.2006 Богораз по праву считается патриархом советского североведения. Он создал свою этнографическую школу, написал самый обстоятельный для его времени многотомный труд о чукотском народе, разработал основы чукотской письменности, приложил максимум усилий для организации уникального даже по мировым критериям Института народов Севера и воспитал целую плеяду учеников, ставших светилами в области языкознания, фольклора и этнографиии. Сам Богораз в конце жизни признавался, что на Колыме и Чукотке прошли его лучшие годы. А ведь попал он туда отнюдь не по своей воле. Колыма была местом его ссылки за народовольческие убеждения. Когда в 1927 году от Богораза попросили очередную автобиографию, он написал: "В 1889 году послали меня в места отдалённые - в арктический Колымск, за 12 тысяч вёрст и на 10 лет сроку. Ехал я до Колымска около года, по Каме и Оби плыл на арестантских баржах, замурованный в трюме. От Томска до Иркутска шагал по Владимирке пешком, в Якутске покатили зимой с жандармами на тройках почти полураздетые. С непривычки страшно мёрзли - дыхание замерзало в груди. А в Якутске застали последствия Якутского расстрела и казни арестованных... Поехали в Колымск по двое с казаками, сперва на санях, с лошадьми, потом на оленях, а там и верхом на мелких якутских конях". Что же успел такого натворить 24-летний юноша? За какие заслуги его отправили в 10-летнюю ссылку на Север?! И вообще, кто этот Богораз? Он родился с именем Натан 15 (по новому стилю 27) апреля 1865 года в городе Овруч Волынской губернии. Правда, по официальным документам местом его рождения значится город Мариуполь. Да и дата в метрике была проставлена другая: 1862 год. После окончания в 1880 году гимназии Богораз уехал из Таганрога в Петербург, где поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Но точные науки оказались не для него, и спустя год он перевёлся на юридический факультет. Однако завершить образование ему так и не удалось. По политическому обвинению Богораз за участие в студенческих волнениях в 1882 году был выслан обратно в Таганрог. Судя по всему, революционными идеями Богораза заразила его старшая сестра Перль (Прасковья Шебалина) (высшие женские курсы в Петербурге, похоже, сыграли с ней злую шутку, сподвигнув девушку на радикальную борьбу с царским режимом). Правда, для самой Прасковьи игры в политику закончились весьма плачевно: сначала она угодила под суд по киевскому делу, потом вместе с грудным ребёнком попала в Московскую пересыльную тюрьму, где неожиданно скончалась. Позже дело Прасковьи пытались продолжить её братья Сергей и Николай. Сергей, как говорили, будто отличился в 1905 году в ходе Горловского восстания рабочих. Ему грозила смертная казнь. Спасло его лишь бегство за границу. А вот Николай сполна узнал и тюремный быт, и мытарства ссылок. От политики он отошёл уже в советское время, прославившись уже на поприще медицины, став опытным хирургом и профессором Ростовского университета. Но вернусь к судьбе Натана Богораза. В кругу семьи недоучившийся студент успокоиться уже не мог. Он организовал в Таганроге революционный кружок, в который вовлёк молодых рабочих с металлургического завода, и подпольную типографию. Власти быстро обнаружили смутьяна и упрятали его на одиннадцать месяцев в тюрьму, а потом выслали в Ейск. Выйдя на волю, Богораз принял православие. Он так объяснял своё решение: "Мне случилось принять православие для целей революционных. Нужно было поселиться в Новочеркасске, а с еврейским паспортом это было невозможно. Моё погружение в православную купель произошло в 1885 году. Был я Натан Менделевич Богораз - стал Владимир Германович Богораз. Германович - по крёстному отцу, как тогда полагалось". От старого имени остался лишь литературный псевдоним - Тан. Находясь на нелегальном положении, Богораз принял в 1885 году участие в организации Екатеринославского съезда "Народной воли" и отредактировал последний номер журнала "Народная воля". После чего он отправился в Москву. Там его практически сразу схватили полицейские. Богораз попытался покинуть Бутырскую тюрьму, но это у него не получилось. После неудачного побега юного революционера из Москвы перевезли в Петропавловскую крепость, где он дожидался своей участи целых три года. В 1889 году Богораза осудили на десять лет ссылки и отправили в Колымский округ. Вскоре он
Стр.1