ОГРЫЗКО
ПОД НАДЗОРОМ ЦАРСКИХ ЖАНДАРМОВ И СОВЕТСКИХ ЧЕКИСТОВ <...> Оригинал здесь: "Литературная Россия", No 49, 08.12.2006
Богораз по праву считается патриархом советского североведения. <...> Он создал свою
этнографическую школу, написал самый обстоятельный для его времени многотомный труд о чукотском
народе, разработал основы чукотской письменности, приложил максимум усилий для организации
уникального даже по мировым критериям Института народов Севера и воспитал целую плеяду учеников,
ставших светилами в области языкознания, фольклора и этнографиии. <...> Сам Богораз в конце жизни признавался, что на Колыме и Чукотке прошли его лучшие годы. <...> А в Якутске застали
последствия Якутского расстрела и казни арестованных... <...> После окончания в 1880 году гимназии Богораз уехал
из Таганрога в Петербург, где поступил на физико-математический факультет Петербургского
университета. <...> Был я
Натан Менделевич Богораз - стал Владимир Германович Богораз. <...> Находясь на нелегальном положении, Богораз принял в 1885 году участие в организации
Екатеринославского съезда "Народной воли" и отредактировал последний номер журнала "Народная
воля". <...> В 1889 году Богораза осудили на десять лет ссылки и отправили в Колымский округ. <...> Этот интерес молодого бунтовщика к фольклору поддержал В.Ф. Миллер, который позже настоял на
том, чтобы Отделение русского языка и словесности Академии наук под богоразовские материалы
выделило целый том. <...> Книга, изданная в 1901 году, получила название "Областной словарь колымского
русского наречия". <...> Перед этим, ещё до выхода академического тома, Миллер в два захода опубликовал одиннадцать былин,
услышанных несостоявшимся юристом на Колыме. <...> В 1895 году Академия наук стала ходатайствовать, чтобы Богоразу, Иохельсону и некоторым другим
ссыльным народовольцам власть разрешила принять участие в Колымском отряде Сибиряковской
экспедиции. <...> На Богораза была возложена задача - собрать материалы по языку, фольклору,
общественному строю <...>
Под_надзором_царских_жандармов_и_советских_чекистов.pdf
В. ОГРЫЗКО
ПОД НАДЗОРОМ ЦАРСКИХ ЖАНДАРМОВ И СОВЕТСКИХ ЧЕКИСТОВ
(C) В. Огрызко, 2006.
Оригинал здесь: "Литературная Россия", No 49, 08.12.2006
Богораз по праву считается патриархом советского североведения. Он создал свою
этнографическую школу, написал самый обстоятельный для его времени многотомный труд о чукотском
народе, разработал основы чукотской письменности, приложил максимум усилий для организации
уникального даже по мировым критериям Института народов Севера и воспитал целую плеяду учеников,
ставших светилами в области языкознания, фольклора и этнографиии.
Сам Богораз в конце жизни признавался, что на Колыме и Чукотке прошли его лучшие годы. А ведь
попал он туда отнюдь не по своей воле. Колыма была местом его ссылки за народовольческие
убеждения. Когда в 1927 году от Богораза попросили очередную автобиографию, он написал: "В 1889
году послали меня в места отдалённые - в арктический Колымск, за 12 тысяч вёрст и на 10 лет сроку.
Ехал я до Колымска около года, по Каме и Оби плыл на арестантских баржах, замурованный в трюме. От
Томска до Иркутска шагал по Владимирке пешком, в Якутске покатили зимой с жандармами на тройках
почти полураздетые. С непривычки страшно мёрзли - дыхание замерзало в груди. А в Якутске застали
последствия Якутского расстрела и казни арестованных... Поехали в Колымск по двое с казаками, сперва
на санях, с лошадьми, потом на оленях, а там и верхом на мелких якутских конях".
Что же успел такого натворить 24-летний юноша? За какие заслуги его отправили в 10-летнюю
ссылку на Север?! И вообще, кто этот Богораз?
Он родился с именем Натан 15 (по новому стилю 27) апреля 1865 года в городе Овруч Волынской
губернии. Правда, по официальным документам местом его рождения значится город Мариуполь. Да и
дата в метрике была проставлена другая: 1862 год. После окончания в 1880 году гимназии Богораз уехал
из Таганрога в Петербург, где поступил на физико-математический факультет Петербургского
университета. Но точные науки оказались не для него, и спустя год он перевёлся на юридический
факультет. Однако завершить образование ему так и не удалось. По политическому обвинению Богораз
за участие в студенческих волнениях в 1882 году был выслан обратно в Таганрог.
Судя по всему, революционными идеями Богораза заразила его старшая сестра Перль (Прасковья
Шебалина) (высшие женские курсы в Петербурге, похоже, сыграли с ней злую шутку, сподвигнув
девушку на радикальную борьбу с царским режимом). Правда, для самой Прасковьи игры в политику
закончились весьма плачевно: сначала она угодила под суд по киевскому делу, потом вместе с грудным
ребёнком попала в Московскую пересыльную тюрьму, где неожиданно скончалась. Позже дело
Прасковьи пытались продолжить её братья Сергей и Николай. Сергей, как говорили, будто отличился в
1905 году в ходе Горловского восстания рабочих. Ему грозила смертная казнь. Спасло его лишь бегство
за границу. А вот Николай сполна узнал и тюремный быт, и мытарства ссылок. От политики он отошёл
уже в советское время, прославившись уже на поприще медицины, став опытным хирургом и
профессором Ростовского университета.
Но вернусь к судьбе Натана Богораза. В кругу семьи недоучившийся студент успокоиться уже не мог.
Он организовал в Таганроге революционный кружок, в который вовлёк молодых рабочих с
металлургического завода, и подпольную типографию. Власти быстро обнаружили смутьяна и упрятали
его на одиннадцать месяцев в тюрьму, а потом выслали в Ейск.
Выйдя на волю, Богораз принял православие. Он так объяснял своё решение: "Мне случилось принять
православие для целей революционных. Нужно было поселиться в Новочеркасске, а с еврейским
паспортом это было невозможно. Моё погружение в православную купель произошло в 1885 году. Был я
Натан Менделевич Богораз - стал Владимир Германович Богораз. Германович - по крёстному отцу, как
тогда полагалось". От старого имени остался лишь литературный псевдоним - Тан.
Находясь на нелегальном положении, Богораз принял в 1885 году участие в организации
Екатеринославского съезда "Народной воли" и отредактировал последний номер журнала "Народная
воля". После чего он отправился в Москву. Там его практически сразу схватили полицейские. Богораз
попытался покинуть Бутырскую тюрьму, но это у него не получилось. После неудачного побега юного
революционера из Москвы перевезли в Петропавловскую крепость, где он дожидался своей участи
целых три года.
В 1889 году Богораза осудили на десять лет ссылки и отправили в Колымский округ. Вскоре он
Стр.1