Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468839)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

США в региональной внешней культурной политике России (1991-2005 ГГ.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (270,00 руб.)

0   0
Первый авторГрехова Татьяна Владимировна
ИздательствоГОУ ВПО ВГУЭС
Страниц227
ID1100
АннотацияАктуальность данной темы связана с расширением международных культурных связей в контексте повышения значимости информации в жизни общества, что является одной из главных тенденций развития современного мира.
Кому рекомендованоДля специалистов в области библиотечного дела, международных отношений.
Грехова, Т.В. США в региональной внешней культурной политике России (1991-2005 ГГ.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Т.В. Грехова .— Владивосток : ГОУ ВПО ВГУЭС, 2005 .— 227 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Механизм разработки и реализации современной внешней культурной политики России . <...> МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И США . <...> Культурная политика США на постсоветском пространстве . <...> Культурные связи российского Дальнего Востока и США: приоритетные направления . <...> Международные связи библиотек Российского Дальнего Востока . <...> 4 В современной «внешняя дипломатии культурная политика», часто используются поскольку экспорт слова своей культуры или же противодействие внешней культурной экспансии становятся все более эффективным средством борьбы за национальные интересы того или иного государства. <...> Внешняя культурная политика, с учетом возможностей современных носителей позволяет и каналов распространения заинтересованному государству информации, оказывать непо- средственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире. <...> Внешнеполитический процесс России (в том числе и ее внешняя культурная политика), в котором традиционно был задействован очень узкий круг акторов, рискует не успеть приспособиться к данным вызовам глобализации. <...> 5 В определении внешней культурной политики мы опирались на разработанный российской дипломатией концептуальный документ «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами». <...> Согласно этому документу, внешняя культурная политика представляет собой специфический инструмент достижения внешнеполитических целей государства посредством развития международного культурного сотрудничества3. <...> Международное культурное сотрудничество включает в себя связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, а также по линии общественных групп <...>
США_в_региональной_внешней_культурной_политике_России_(1991-2005_ГГ.)._Диссертация_на_соискание_ученой_степени_кандидата_исторических_наук.pdf
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА На правах рукописи Грехова Татьяна Владимировна США В РЕГИОНАЛЬНОЙ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ (1991-2005 ГГ.) Специальность 07.00.03 – Всеобщая история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Научный руководитель: доктор исторических наук Л.Н. Гарусова Владивосток 2005
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ (1991-2005 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . 29 1.1. Механизм разработки и реализации современной внешней культурной политики России . . . . . 29 1.2. Теория и практика международного культурного сотрудничества . . . . . . . . . . . . . . . 52 1.3. Место и роль библиотек в системе внешней культурной политики России . . . . . . . . . 65 ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И США . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 2.1. Культурная политика США на постсоветском пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . 90 2.2. Культурные связи российского Дальнего Востока и США: приоритетные направления . . . . . . . 104 ГЛАВА 3. БИБЛИОТЕЧНЫЕ СВЯЗИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И США (НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА). . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 3.1. Международные связи библиотек Российского Дальнего Востока . . . . . . . . . . . . . . 3.2. Основные направления российско-американского библиотечного сотрудничества . . . . . . . . 122 134 Заключение . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 193 Источники и литература . . . . . . . . . . . . . . . Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 199 Приложение 1. Международное культурное сотрудничество российских регионов . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 Приложение 2. Международные связи библиотек Дальнего Востока . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 224
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данной темы связана с расширением международных культурных связей в контексте повышения значимости информации в жизни общества, которое является одной из главных тенденций развития современного мира. Становление глобального информационного общества оказывает непосредственное влияние на жизнь современных государств. Несмотря на определенное отставание России от наиболее развитых стран мира в плане освоения информационных технологий, наша страна в начале XXI века оказалась достаточно глубоко интегрированной в мировую информационную среду. В условиях наступления информационной эпохи и ее глобализации существенно вырастает значимость фактора культуры, как в международных отношениях, так и во внутренней политике отдельных государств. Культура получила принципиально новые возможности для своего развития. Государство, располагающее новейшими информационными технологиями, имеет предпочтительные возможности тиражировать свою культуру1. Популяризация своих достижений в области науки, образования, художественного искусства становится, таким образом, действенным средством решения внешнеполитических задач. Глобализация информационного пространства, в которое Россия вовлекается не только на национальном, но и на региональном уровне, означает, по мнению многих специалистов2, усиление влияния Америки как пионера и доминанта этого процесса, сознательно пытающегося повлиять на культурную сферу современного мира.
Стр.3
4 В современной дипломатии часто используются слова «внешняя культурная политика», поскольку экспорт своей культуры или же противодействие внешней культурной экспансии становятся все более эффективным средством борьбы за национальные интересы того или иного государства. Внешняя культурная политика, с учетом возможностей современных носителей и каналов распространения информации, позволяет заинтересованному государству оказывать непосредственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире. Во внешней культурной политике современного государства особое место занимает библиотека как источник и дистрибьютор информационных ресурсов и в этой роли как полноценный актор процесса глобализации мирового информационного пространства. Актуальность данной темы связана также с необходимостью изучения степени адаптации традиционных политических институтов России к вызовам информационной эпохи. Стремительное совершенствование каналов обмена информацией соединяет удаленные друг от друга регионы мира. Считается, что это размывает государственный суверенитет в том его виде, который понимался в Вестфальской системе международных отношений. Повышение пропускной способности информационных каналов осложняет для органов государственной власти контроль над международной деятельностью организаций и граждан России. Внешнеполитический процесс России (в том числе и ее внешняя культурная политика), в котором традиционно был задействован очень узкий круг акторов, рискует не успеть приспособиться к данным вызовам глобализации.
Стр.4
5 В определении внешней культурной политики мы опирались на разработанный российской дипломатией концептуальный документ «Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами». Согласно этому документу, внешняя культурная политика представляет собой специфический инструмент достижения внешнеполитических целей государства посредством развития международного культурного сотрудничества3. Разработка и реализация внешней культурной политики осуществляется на основе правовых норм, идеологических установок и практических мероприятий. Международное культурное сотрудничество включает в себя связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан. Российская дипломатия использует данное расширенное толкование культурного сотрудничества, выработанное ЮНЕСКО на Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико, 1982 г.). Под региональной внешней культурной политикой в данной работе понимается подсистема внешней культурной политики, которая включает основные компоненты внешней культурной политики как феномена. Понятия «внешняя культурная политика» и «культурная политика» в разных странах могут соотноситься между собой различным образом. Их задачи могут совпадать или не совпадать. Если координатором внешней культурной политики выступает внешнеполитическое ведомство, то первостепенной ее целью будет укрепление международного положения госу
Стр.5
6 дарства, а не развитие его культуры. В Российской Федерации внешняя культурная политика в настоящее время является инструментом именно внешней политики, а не культурной политики, за которую отвечает, главным образом, министерство культуры. К такому выводу приводит анализ действующих нормативно-правовых актов. Чтобы иметь возможность проводить корректные аналогии между внешней культурной политикой и государственной культурной политикой в целом, мы должны ограничиться следующей формулировкой последней. Культурная политика есть система правовых норм, идеологических установок и практических мероприятий, разрабатываемых и реализуемых государством в области искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма. В научной литературе существует огромное количество определений культуры, но в нашей работе имеет смысл понимать под ней лишь процесс и результат работы государственных учреждений, общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан в вышеперечисленных областях. В нормативно-правовой базе, существующей сегодня в России, фактически смешиваются понятия «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия»4. Это же довольно часто наблюдается в отечественной и зарубежной литературе. Такое смешение совершенно некорректно, потому что дипломатия и внешняя политика не являются тождественными понятиями. Дипломатия - это частный, хотя и важнейший, инструмент внешней политики государства. Культурная дипломатия есть работа самих дипломатов в сфере культуры, в
Стр.6
7 то время как в реализацию внешней культурной политики могут быть вовлечены самые разные министерства и ведомства. Обращает также на себя внимание смешение в существующих нормативно-правовых актах Российской Федерации понятий «культура» и «искусство». Авторы соответствующих документов часто употребляют термин «культура» в значении «художественная культура»5. Цель данной работы заключается в исследовании региональных аспектов внешней культурной политики Российской Федерации, а также в выяснении степени взаимосвязи внешней культурной политики России, разрабатываемой и реализуемой на государственном уровне, и международных связей отдельных региональных организаций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи: 1. 2. Исследовать механизм разработки и реализации внешней культурной политики России. Выяснение соотношения декларируемых федеральной властью приоритетов и практических потребностей конкретных учреждений, участвующих в международном культурном сотрудничестве, в том числе и на региональном уровне. 3. 4. Выявление значения и роли библиотек как инструмента внешней культурной политики России. Анализ основных направлений и последствий американской культурной политики на территории России (в том числе и российском Дальнем Востоке), с учетом главенствующей роли США в мировом информационном пространстве.
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически