Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 476034)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

А. Соболь: биографическая справка

0   0
Страниц2
ID10720
АннотацияОб авторе (Соболь Андрей Михайлович).
Кому рекомендованоОб авторе
А. Соболь: биографическая справка : Очерк .— 1937 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В 1906 был присужден к 4 годам каторжных работ. <...> В 1909 бежал за границу с целью подготовить террористическое выступление. <...> В годы войны С. -- оборонец; пробрался нелегально в Россию на Кавказский фронт, после Февральской революции -- комиссар Временного правительства в 12-й армии. <...> Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С. встретил враждебно, но, убедившись в беспринципности и внутренней опустошенности "защитников России", порвал с внутренней и внешней эмиграцией и заявил о своей готовности с оружием в руках встать на защиту РСФСР ("Правда" от 14/IX 1923). <...> Несмотря на идейный перелом, С. продолжал ощущать себя "горбатым", неспособным угнаться "за стремительно несущимися прямыми и сильными". <...> С. создал галерею "людей прохожих", тонко, детально показал их неприкаянность, положение "по ту сторону стены", "за бортом". <...> В ранних произведениях -- это еще сравнительно крепкие люди, внутренний надлом не перешел еще в моральный и физический распад -- участие в революционной подпольной работе давало оправдание изолированности, "путничеству". <...> В произведениях, написанных после революции, надлом дается уже как крах. <...> Люди прохожие" ощущают себя неспособными активно участвовать в жизненной борьбе, революции, о приходе к-рой мечтали всю жизнь. <...> Эти люди показаны "неблагополучными по силе и выдержке", осознаны как "русская революционная вампука". <...> С болью развенчивая "революционную вампуку", С. пытался создать положительные образы людей, действительно перестраивающих жизнь. <...> Таков большевик Янек ("Человек за бортом"), "атаман" ("Княжна"), красноармейцы Федюк, Костричев, их командир ("Одна ночь"). <...> В "простом рассказе" С. поставил задачу воспроизвести мытарства людей, боровшихся за революцию, и воспитать ненависть нового поколения к старому миру. <...> В ряде произведений С. после 1917 показаны "обломки" бывшей царской России, к-рые вместе с "людьми прохожими" очутились "за бортом" и влачат жалкое существование пропойц, бездомных, бандитов, людей <...>
А._Соболь_биографическая_справка.pdf
С. Гинзбург Соболь // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 10. -- [М.: Худож. лит., 1937]. -- Стб. 932 -- 933. Источник: Фундаментальная электронная библиотека. СОБОЛЬ Андрей Михайлович [1888--1926] -- писатель. Родился в семье мелкого служащего. С 14 лет бродяжничал. С 1904 -- член группы "сионистов-социалистов". В 1906 был присужден к 4 годам каторжных работ. В тюрьме сблизился с левыми эсерами. В 1909 бежал за границу с целью подготовить террористическое выступление. В годы войны С. -- оборонец; пробрался нелегально в Россию на Кавказский фронт, после Февральской революции -- комиссар Временного правительства в 12-й армии. Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С. встретил враждебно, но, убедившись в беспринципности и внутренней опустошенности "защитников России", порвал с внутренней и внешней эмиграцией и заявил о своей готовности с оружием в руках встать на защиту РСФСР ("Правда" от 14/IX 1923). Печататься начал в 1914 ("Русское богатство"). В 1922 -- секретарь правления Союза писателей. Несмотря на идейный перелом, С. продолжал ощущать себя "горбатым", неспособным угнаться "за стремительно несущимися прямыми и сильными". Это сознание себя "лишним" привело его к самоубийству. С. создал галерею "людей прохожих", тонко, детально показал их неприкаянность, положение "по ту сторону стены", "за бортом". В ранних произведениях -- это еще сравнительно крепкие люди, внутренний надлом не перешел еще в моральный и физический распад -- участие в революционной подпольной работе давало оправдание изолированности, "путничеству". В произведениях, написанных после революции, надлом дается уже как крах. "Люди прохожие" ощущают себя неспособными активно участвовать в жизненной борьбе, революции, о приходе к-рой мечтали всю жизнь. Эти люди показаны "неблагополучными по силе и выдержке", осознаны как "русская революционная вампука". С болью развенчивая "революционную вампуку", С. пытался создать положительные образы людей, действительно перестраивающих жизнь. Новые люди отличаются крепкой волей, выдержкой, идейной целеустремленностью. Таков большевик Янек ("Человек за бортом"), "атаман" ("Княжна"), красноармейцы Федюк, Костричев, их командир ("Одна ночь"). "Записки каторжанина" С. -- документ большой художественной силы. В "простом рассказе" С. поставил задачу воспроизвести мытарства людей, боровшихся за революцию, и воспитать ненависть нового поколения к старому миру. В ряде произведений С. после 1917 показаны "обломки" бывшей царской России, к-рые вместе с "людьми прохожими" очутились "за бортом" и влачат жалкое существование пропойц, бездомных, бандитов, людей, оставшихся в своих особнячках, но обреченных на гибель. Несколько особняком в творчестве С. стоит "Рассказ о голубом покое" [1925--1926]. Это -- гимн жизни, веселью, призыв выйти из-под гнета условностей и пошлости филистерского благополучия. Но в блестящей остроумной повести, в свое время расцененной критикой как симптом "излечения" С. от пессимизма, проходит много надломленных людей. Веселье, жизнерадостность даны на короткий миг, для того чтобы вырвать одного-двух счастливцев из мира обыденщины и сделать их "еще более несчастными". Лирически взволнованный инверсированный язык, тонкие импрессионистически яркие пейзажные зарисовки, звучащие в унисон с общим строем чувств, сатирически заостренное изображение, гротескность отрицательных персонажей и явлений жизни -- таковы характерные особенности стиля С. Библиография: I. Рассказы, Кн. 1, изд. "Северные дни", М., 1916; Пыль. Роман, изд. то же, М., 1916 (изд. 2, М., 1917); На каторге, изд. то же, М., 1917; На чужбине, изд. то же, М., 1917; Бред. Повести, изд. то же, М., 1917; Люди прохожие. 2-я книга рассказов. (1916--1918 гг.), "ЗиФ", М., 1923; Обломки. 3-я книга рассказов (1920--1923 гг.), изд. "Круг", М. -- П., 1923; Человек за бортом, изд. "Пролетарий", Харьков, 1924; Паноптикум. 4-я книга рассказов, изд. "Никитинские субботники", М., 1925; Книга маленьких рассказов (1922--1925 гг.), изд. Московского т-ва писателей, М., 1925; Давай улетим. Пьеса, изд. Всес. об-ва политкаторжан и сс.-поселенцев, М., 1925; Записки каторжанина, изд. "Круг", М., 1925; Там где решетки. Из жизни Зерентуйской каторги. Посмертный очерк, изд. Всес. об-ва политкаторжан и сс.поселенцев,М., 1926; Собр. сочин., 4 тт., "ЗиФ",М. -- Л., 1926; Открытое письмо, "На посту" 1923, II--III;
Стр.1