Оригинал здесь: Русский биографический словарь. <...> Родился в 1836 г. в старинной и
богатой семье Саратовской губернии. <...> Учился в 1-й московской гимназии, пензенском дворянском
институте и очень недолго на медицинском факультете московского университета. <...> Соблазнившись
популярным тогда хождением в народ с этнографическими целями, он отправился в конце 50-х гг., с
котомкой за плечами в пешеходное путешествие по Владимирской губернии. <...> Это дало ему большой
запас знания народной жизни и вскоре он выступил с рассказами из народного быта в "Русской Речи",
"Северной Пчеле", а затем и в "Современнике". <...> Переехав в начале 60-х гг. в Петербург, Слепцов быстро
занял видное положение в литературных и примыкавших к ним кружках. <...> Этим он в значительной
степени был обязан своей несомненной литературной талантливости, но еще больше своей личной
обаятельности. <...> Превосходный рассказчик и чтец, увлекательный собеседник и человек редкой,
артистически изящной красоты, он особенно нравился женщинам. <...> Уже в самом начале 70-х гг. он заболел, поехал для поправления здоровья на
Кавказ, но без существенной пользы, затем переселился в имение матери возле Сердобочка и, медленно
угасая, умер на ее руках в 1878 г. Слепцов написал очень немного. <...> Полное Собрание Сочинений" его
занимает один небольшой том и заключает в себе 10 рассказов из народной жизни, повесть
"Трудное время" и несколько глав начатого романа "Хороший человек". <...> Во всех своих
произведениях Слепцов обнаруживает несомненный дар рассказа, а в некоторых - тонкое остроумие и
большую вдумчивость в явления общественной жизни. <...> В общем, он один из наиболее художественноодаренных писателей 60-х гг. <...> Несомненно, принадлежа к числу писателей тенденциозных, он все-таки
мысли, которые хочет провести, доказывает не рассуждениями, а образами, картинами и
характеристиками. <...> Позднейшему читателю многое в Слепцове кажется и странным, и жестоким. <...>
В._С._Слепцов_краткая_справка.pdf
Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Слепцов (Василий Алексеевич) - известный беллетрист. Родился в 1836 г. в старинной и
богатой семье Саратовской губернии. Учился в 1-й московской гимназии, пензенском дворянском
институте и очень недолго на медицинском факультете московского университета. Соблазнившись
популярным тогда хождением в народ с этнографическими целями, он отправился в конце 50-х гг., с
котомкой за плечами в пешеходное путешествие по Владимирской губернии. Это дало ему большой
запас знания народной жизни и вскоре он выступил с рассказами из народного быта в "Русской Речи",
"Северной Пчеле", а затем и в "Современнике". Переехав в начале 60-х гг. в Петербург, Слепцов быстро
занял видное положение в литературных и примыкавших к ним кружках. Этим он в значительной
степени был обязан своей несомненной литературной талантливости, но еще больше своей личной
обаятельности. Превосходный рассказчик и чтец, увлекательный собеседник и человек редкой,
артистически изящной красоты, он особенно нравился женщинам. Литературная деятельность Слепцова
продолжалась недолго. Уже в самом начале 70-х гг. он заболел, поехал для поправления здоровья на
Кавказ, но без существенной пользы, затем переселился в имение матери возле Сердобочка и, медленно
угасая, умер на ее руках в 1878 г. Слепцов написал очень немного. "Полное Собрание Сочинений" его
занимает один небольшой том и заключает в себе 10 рассказов из народной жизни, повесть
"Трудное время" и несколько глав начатого романа "Хороший человек". Во всех своих
произведениях Слепцов обнаруживает несомненный дар рассказа, а в некоторых - тонкое остроумие и
большую вдумчивость в явления общественной жизни. В общем, он один из наиболее художественноодаренных
писателей 60-х гг. Несомненно, принадлежа к числу писателей тенденциозных, он все-таки
мысли, которые хочет провести, доказывает не рассуждениями, а образами, картинами и
характеристиками. Позднейшему читателю многое в Слепцове кажется и странным, и жестоким.
Странными кажутся рассказы из народной жизни. Мужиков этот передовой и радикальный писатель
изображает прямо какими-то головотяпами, которых, по их глупости и дикости, даже не жалко. Впрочем,
автор даже и не задается целью возбудить в читателе жалость. Он только хочет рассмешить и достигает
своей цели, выуживая из народной жизни разные курьезные анекдоты и смешные словечки. Тогда была
целая полоса такого анекдотического изображения народной жизни. Ее начал Николай Успенский, и у
молодого Слепцова не хватило самостоятельности выбиться из этой колеи. Жестоким Слепцов кажется в
главном своем произведении - "Трудном времени", которое до сих пор остается в литературной памяти
и в ряду повестей с общественной подкладкой занимает видное место. Повесть с беспощадной иронией
вышучивает умеренный либерализм, который не идет дальше двух-трех хороших порывов, а затем
остывает и обращается к устройству личного благополучия путями, однако, отнюдь не
предосудительными. Читателю, который видел позднейший пышный расцвет хищничества, не понятна
та неумолимость, с которой автор старается выставить представителя благих порывов - Щетинина -
полнейшим ничтожеством. Наполовину иронически относится повесть к героине рассказа - жене
Щетинина, в которой стремления к устройству своего благополучия уже совсем нет, но над которой
повесть подтрунивает за неопределенность ее благих порывов. В положительном лице повести -
Рязанове, на все отвечающем насмешечками, - заметно сказалось влияние базаровского типа. Ср.
Писарев "Подрастающая гуманность" ("Сочинения", т. IV), воспоминания Головачевой-Панаевой;
воспоминания матери Слепцова в "Русской Старине" 1890; М. А. Протопопова в "Северном Вестнике",
1888).
С. В<енгеров>.
Стр.1