Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Шмелев И. С.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID10449
АннотацияОб авторе (Шмелев Иван Сергеевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Шмелев И. С.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10449 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ШМЕЛЁВ, Иван Сергеевич [21. <...> Видный представитель реалистического направления в литературе начала XX в. <...> Образование получил в гимназии и Московском университете, юридический факультет которого окончил в 1898 г. Отбыв воинскую повинность, полтора года отдал адвокатской деятельности, откровенно тяготясь ею. <...> От ремесленников, выходцев из разных уголков России, будущий писатель получил и уроки народной нравственности, и незабываемые уроки народного языка. <...> Годы службы в провинции расширили рамки жизненных наблюдений писателя: "Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. <...> Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство" (Русская литература.-- 1973. <...> Многогранное знание жизни России послужило основой его творчества. <...> В 1895 г. дебютировал в журнале "Русское обозрение" рассказом из народной жизни "У мельницы". <...> Возвращение к творчеству происходит под влиянием революционных событий 1905--1907 гг., вселивших веру в возможное обновление жизни на гуманных и справедливых началах. <...> Новое забрезжило передо мной,-- признавался Ш. в автобиографии,-- открыло выход давящей тоске и заполнило образовавшуюся в душе пустоту" (Там же). <...> Изначально присущий писателю стихийный демократизм, искреннее сочувствие простому человеку-труженику обогащается в эти годы остротой переживания и оценки явлений имущественно-правового неравенства, убеждением в необходимости перемен уклада общественной жизни. <...> 1906--1910 гг., посвященные бурным событиям современности, исполнены глубокой симпатией к революционерам, хотя писатель, далекий от непосредственного участия в освободительном движении, не дает прямого и развернутого изображения их деятельности. <...> Предмет его внимания иной: исторически и психологически достоверно Ш. раскрывает процесс духовнонравственного обновления рядового человека, прежде социально индифферентного <...>
Шмелев_И._С._Биобиблиографическая_справка.pdf
ШМЕЛЁВ, Иван Сергеевич [21.IX(3.Х).1873, Москва -- 24.VI.1950, Париж] -- прозаик. Видный представитель реалистического направления в литературе начала XX в. Родился в патриархальной купеческой семье, рано осиротел. Образование получил в гимназии и Московском университете, юридический факультет которого окончил в 1898 г. Отбыв воинскую повинность, полтора года отдал адвокатской деятельности, откровенно тяготясь ею. Затем определился чиновником казенной палаты и около восьми лет служил в провинции, в основном во Владимирской губ. С середины 1908 г. полностью сосредоточился на литературном труде. Детство Ш. прошло в близком общении с трудовым людом, постоянно заполнявшим двор отца, занятого строительными подрядами. Это общение корректировало идеалы христианского благочестия, которые внушались домашним воспитанием. От ремесленников, выходцев из разных уголков России, будущий писатель получил и уроки народной нравственности, и незабываемые уроки народного языка. Здесь он впервые уловил ноты социального протеста, проникся уважением к человеку из народа. Годы службы в провинции расширили рамки жизненных наблюдений писателя: "Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство" (Русская литература.-- 1973.-- No 4.-- С. 145). Многогранное знание жизни России послужило основой его творчества. Стремление к писательству Ш. обнаружил рано, в гимназические годы. В 1895 г. дебютировал в журнале "Русское обозрение" рассказом из народной жизни "У мельницы". Первая книга Ш.-- путевые очерки "На скалах Валаама" (1897)-- была изуродована цензурой и успеха не принесла. Писатель замолкает на целое десятилетие. Возвращение к творчеству происходит под влиянием революционных событий 1905--1907 гг., вселивших веру в возможное обновление жизни на гуманных и справедливых началах. "Новое забрезжило передо мной,-- признавался Ш. в автобиографии,-- открыло выход давящей тоске и заполнило образовавшуюся в душе пустоту" (Там же). Изначально присущий писателю стихийный демократизм, искреннее сочувствие простому человеку-труженику обогащается в эти годы остротой переживания и оценки явлений имущественно-правового неравенства, убеждением в необходимости перемен уклада общественной жизни. Произведения Ш. 1906--1910 гг., посвященные бурным событиям современности, исполнены глубокой симпатией к революционерам, хотя писатель, далекий от непосредственного участия в освободительном движении, не дает прямого и развернутого изображения их деятельности. Предмет его внимания иной: исторически и психологически достоверно Ш. раскрывает процесс духовнонравственного обновления рядового человека, прежде социально индифферентного и без сомнений принимавшего, казалось бы, раз и навсегда установленный порядок жизни, а теперь под влиянием революционных потрясений переоценивающий и этот порядок, и свое место в нем ("Вахмистр", 1906; "Иван Кузьмич", 1907, и др.). Одно из наиболее значительных сочинений Ш. на эту тему -- повесть "Гражданин Уклейкин" (1908). Герой повести, полунищий сапожник, пьяными выходками мстящий обществу сытых за обиды и унижения, круто меняется, охваченный атмосферой общественного подъема. Пробудившееся чувство человеческого достоинства, гражданская активность возвышают нравственное самочувствие, облагораживают образ жизни Уклейкина. Трезво оценивая итоги первой революции, Ш. показывает неизбежное крушение смутных, но страстных и радостных упований героя на скорую перемену несправедливого строя жизни, разоблачает лживую игру правящих верхов в демократию. Этой повестью Ш. на материале современной ему действительности талантливо продолжил одну из коренных тем русской литературы, идущую от А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского,-- тему "маленького человека". В период вторжения в литературу декадентских и модернистских тенденций Ш. сохранил верность принципам реалистического искусства. Его творческие поиски были поддержаны М. Горьким и В. Г. Короленко. Ряд советов и замечаний М. Горького Ш. учел в работе над повестью "Человек из ресторана", опубликованной в XXXVI сб. "Знание" (1911) и принесшей автору славу. "Человек из ресторана", как и "Гражданин Уклейкин",-- повесть о "маленьком человеке", пробуждении его социального сознания. Мастерски пользуясь приемом сказа, писатель ведет повествование от лица Якова Скороходова, официанта в роскошном московском ресторане. С художественным тактом выдержаны лексика, интонация, склад речи и мысли, строй чувств персонажа. Перед его взором изо дня в день, из года в год протекает жизнь богатых и знатных. Бесхитростный рассказ официанта оборачивается острой социальной критикой, нравственным приговором сильным мира сего. Яков Скороходов морально превосходит процветающих хозяев жизни: он -- лакей по профессии, они лакействуют по призванию, из "высших соображений". В повести, написанной в годы реакции, жива память о недавнем прошлом. Революция не обошла стороной судьбу тихого официанта, верой и правдой служащего господам. Революционером становится его сын Николай. Скороходов-отец сердцем чувствует правоту сына, однако для себя нравственную опору обретает не в правде революции, а в христианской морали. Как и в
Стр.1