Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих

0   0
Первый авторЛибинзон
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID10392
АннотацияОб авторе (Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих).
Кому рекомендованоОб авторе
Либинзон, З.Е. Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих : Статья / З.Е. Либинзон .— : [Б.и.], 1975 .— 7 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10392 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер Источник: Либинзон З. Е. <...> Ш. трагич. разлад, сохранившийся на протяжении всего его творч. развития, отмеченного беспрестанными поисками идеального обществ. устройства. <...> Вместе с неск. друзьями Ш. образовал в академии тайный "поэтич. оппозиц. клуб", в к-ром обсуждались его первые произв., в т. ч. драма "Разбойники" ("Die Rauber", изд. <...> Разбойники" -- трагедия о дисгармонии в совр. мире, о вражде и ненависти в человеч. взаимоотношениях. <...> Обнаружив чудовищные преступления своего брата Франца, Карл Моор воспринял их как проявление порочности всей природы, как пробуждение древней распри в человеч. роде и возомнил себя божеств. мстителем; однако избранная им форма социального возмездия -- разбой -- не могла не придти в противоречие с его возвышенными намерениями. <...> В герое Ш., еще декларативном, намечен трагич. характер, готовый нести полную меру ответственности за все совершенное. <...> В первой драме Ш. угадываются разл. стилевые тенденции: шекспировская трагедийность, метафоричность барокко, руссоистская риторика, штюрмерская громогласность. <...> При всем том, "Разбойники" открыли новый тип драмы -- лирич. страстной, политич. устремленной, эмоционально действенной. <...> Унизительная служба совмещалась у Ш. с творч. активностью: он вступает в ред. местной газеты, выпускает поэтич. <...> -- Тобольско), большинство стихов к-рой сочинено им самим, пишет драму из итал. истории о заговоре Фиеско, набрасывает планы др. драм. <...> Особенно велико значение "Коварства и любви" ("Kabale und Liebe", 1784), обозначенной как "мещанская трагедия" -популярный в просветит. лит-ре драматич. жанр. <...> Обычный в мещанских драмах моральный конфликт между бурж. добродетелью и дворянским пороком у Ш. стал конфликтом социально-политическим. <...> Такого диапазона и революц. пафоса не знала ни одна мещанская драма. <...> Характеры неистового Фердинанда, последнего штюрмера в нем. лит-ре, и особенно гл. героини Луизы Миллер <...>
Шиллер_Иоганн_Кристоф_Фридрих.pdf
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер Источник: Либинзон З. Е.Шиллер И. К. Ф. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. --М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 709--718. ШИЛЛЕР (Schiller), Иоганн Кристоф Фридрих (10.XI.1759, Марбах на Некаре, -- 9.V.1805, Веймар) -- нем. поэт, драматург, теоретик иск-ва, историк. Наряду с Г. Э. Лессингом и И. В. Гёте -основоположник нем. классич. лит-ры. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистич. атмосфере, сказавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), по приказу герцога был зачислен в воен. школу (преобразованную позже в академию на правах ун-та), где занимался сначала на юридич., потом на мед. отделении. Благодаря Я. Ф. Абелю и др. молодым преподавателям Ш. познакомился с моралистич. философией Фергюсона и Шефтсбери, с идеями англ. и франц. просветителей -- Локка, Монтескьё, Вольтера, Руссо. В круг его интересов входят амер. освободит. движение, творчество Шекспира, Лессинга, произв. нем. штюрмеров И. Г. Гердера, Гёте, Ф. М. Клингера, И. А. Лейзевица, К. Ф. Д. Шубарта, антифеод. традиции швабской лит-ры и публицистики. Глубокое противоречие между свободолюбивыми просветит. идеями и тиранией в Вюртемберге и в большинстве карликовых нем. феод. гос-в 18 в. породило в мировоззрении молодого Ш. трагич. разлад, сохранившийся на протяжении всего его творч. развития, отмеченного беспрестанными поисками идеального обществ. устройства. Вместе с неск. друзьями Ш. образовал в академии тайный "поэтич. оппозиц. клуб", в к-ром обсуждались его первые произв., в т. ч. драма "Разбойники" ("Die Rauber", изд. 1781, пост. 1782, Мангейм). "Разбойники" -- трагедия о дисгармонии в совр. мире, о вражде и ненависти в человеч. взаимоотношениях. Следуя идейным и худож. принципам "Бури и натиска",Ш. придал протесту гл. героя чрезвычайно обобщенные, едва ли не космич. очертания. Обнаружив чудовищные преступления своего брата Франца, Карл Моор воспринял их как проявление порочности всей природы, как пробуждение древней распри в человеч. роде и возомнил себя божеств. мстителем; однако избранная им форма социального возмездия -- разбой -- не могла не придти в противоречие с его возвышенными намерениями. В герое Ш., еще декларативном, намечен трагич. характер, готовый нести полную меру ответственности за все совершенное. В первой драме Ш. угадываются разл. стилевые тенденции: шекспировская трагедийность, метафоричность барокко, руссоистская риторика, штюрмерская громогласность. При всем том, "Разбойники" открыли новый тип драмы -- лирич. страстной, политич. устремленной, эмоционально действенной. Написав дисс. на философско-мед. тему "Опыт взаимосвязи животной природы человека с духовной" (1780), Ш. окончил академию и был назначен в Штутгарт полковым фельдшером со скудным жалованьем. Унизительная служба совмещалась у Ш. с творч. активностью: он вступает в ред. местной газеты, выпускает поэтич. "Антологию на 1782 год" (указав фиктивное место изд. -- Тобольско), большинство стихов к-рой сочинено им самим, пишет драму из итал. истории о заговоре Фиеско, набрасывает планы др. драм. За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление "Разбойников" герцог подверг Ш. аресту, запретив писать что-либо, кроме мед. сочинений. В 1782 Ш. бежал из владений герцога и нашел приют в имении К. Вольцоген в деревушке Бауэрбах; закончив драму "Луиза Миллер" (впоследствии назв. "Коварство и любовь"), в 1783 переехал в Мангейм, где развернул кипучую деятельность: занял должность драматурга в театре, переработал для сцены написанные раньше пьесы, выступил с теоретич. докладом "Каково воздействие хорошего постоянного театра" (с 1802 под назв. "Театр, рассматриваемый как учреждение нравственное"), готовил новый журнал "Рейнская Талия" ("Rheinische Thalia"; No 1 вышел в 1785; со 2-го номера -- "Талия"; с 1792 -- "Новая Талия" -- "Neue Thalia"). Однако его материальное положение оставалось непрочным и, приняв приглашение незнакомого почитателя Г. Кернера, ставшего с тех пор его ближайшим другом,Ш. в 1785 переехал в Лейпциг, затем в Дрезден. Первыми драматич. и поэтич. произв. Ш. поднял лит. движение "Бури и натиска" на новую ступень, придав ему более целеустремленный, общественно действенный характер. Особенно велико значение "Коварства и любви" ("Kabale und Liebe", 1784), обозначенной как "мещанская трагедия" -популярный в просветит. лит-ре драматич. жанр. Обычный в мещанских драмах моральный конфликт между бурж. добродетелью и дворянским пороком у Ш. стал конфликтом социально-политическим. Сатирически заостренная против сословных привилегий и самоуправства аристократии, пьеса вскрывала безволие и обществ. индифферентность нем. бюргерства, провозглашала равенство людей. События, развернувшиеся в безымянном нем. герцогстве, отразили накалившуюся предреволюц. атмосферу в Европе. В драме обличалась продажа нем. солдат в англ. армию для расправы с боровшимся за
Стр.1