Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01250388.htm
Шеллер (Александр Константинович, писавший под псевдонимом А. Михайлов) - известный
беллетрист, родился 30 июля 1838 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был крестьянин-эстонец, получивший
образование в театральном училище и служивший сперва в театральном оркестре, а затем исполнявший
должность придворного служителя; мать происходила из аристократического рода Адамовичей , и в
воспитании будущего писателя рано столкнулись аристократические традиции матери и бабушки с тем,
что внушал ему отец. После первоначального домашнего обучения Ш. был помещен в немецкую
Анненскую школу, а затем в 1857 г. поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет, в
котором пробыл до 1861 г., до известной студенческой истории. Выйдя из университета,Ш. продолжил
свое образование самостоятельным изучением социальных вопросов. Увлекшись одно время
педагогикой, он основал школу для бедных, в которой дети получали первоначальное образование за
плату в 30 - 60 копеек в месяц, а для взрослых читались по субботам лекции по географии, истории и т. п.
Школа имела успех, но в 1863 г. пришлось, по независящим обстоятельствам, закрыть ее. После этого Ш.
поехал за границу с целью собирания материалов для своих работ о пролетариате во Франции и об
ассоциациях. К тому времени относится начало его сотрудничества в "Современнике", хотя вообще его
литературная деятельность началась в 1859 г., когда он стал помещать, с подписью А. Релеш, фельетоны
в журнале Плюшара "Весельчак", под заглавием "Мои беседы". Дебютировал Ш. в "Современнике"
стихотворением, помещенным в Љ10 за 1863 г., а в следующем году в том же журнале был напечатан (в
Љ2 и 3) роман "Гнилые болота", встреченный критикой весьма сочувственно. В 1864 г. там же были
помещены некоторые новые стихотворения Ш. и большой роман "Жизнь Шупова, его родных и
знакомых". И этот роман, и "Гнилые болота" представляют собой своего рода автобиографию Ш., но
имеют и несомненные художественные достоинства. В 1865 г.Ш. переходит в "Русское Слово"; когда
этот журнал был закрыт, он в течение 1866 - 1867 гг. помещал свои стихотворения и повести в "Женском
Вестнике", а с конца 1867 г. становится постоянным сотрудником "Дела". Тут и в "Неделе" он печатает
ряд стихотворений переводных (из Петефи,Шерра,Шамиссо, Фрейлиграта, Барри Корнуэля, Эдгара По,
Коппе) и оригинальных, социологические и политические этюды и исследования ("Очерки из жизни
рабочего сословия во Франции", "Неделя", 1868; "Жилища рабочих", "Дело", 1870; "Производительные
ассоциации", ib.; "Первоначальное образование во Франции", ib., 1871; "Политические права и
экономическая неурядица", ib., 1872; "Первоначальное образование в Пруссии,Швейцарии и
Соединенных Штатах", ib., 1873; "Основы народного образования в России", 1874 и др.) и большинство
своих повестей и романов ("Господа Обносковы", 1868; "В разброд", 1869; "Лес рубят - щепки летят",
1871; "Старые гнезда", 1875; "Хлеба и зрелищ", 1876; "Беспечальное житье", 1877 и др.). Участие Ш. в
"Русском Слове", "Деле" и "Неделе" было не только простым сотрудничеством, но и редактированием,
общим или по отделам. С 1877 г.Ш. принял на себя редактирование журнала "Живописное Обозрение",
а с 1893 г. - и газеты "Сын Отечества", при издательстве Добродеева. В этих изданиях, а также в
"Русском Богатстве", "Северном Вестнике", он печатал ряд своих новых беллетристических
произведений ("Непрошеный гость", 1883; "Молотом и золотом", 1884; "Победители", 1889; "Ртищев",
1890; "Загубленная жизнь", 1891; "Конец Бирюковской дачи", 1893 и др.), не оставляя также занятий и
общественными вопросами ("Революционный анабаптизм", "Икария", "Смутное время анабаптизма",
"Русская Мысль", 1886). В 1895 г. было издано полное собрание Ш. в 15 томах (в это собрание не вошли
статьи Ш. об ассоциациях и многие его стихотворения). Беспрерывная журнальная работа, тянувшаяся
почти 35 лет, окончательно надорвала силы Ш. С 1895 г. у него начинает развиваться склероз артерий,
сведший Ш. в могилу 21 ноября 1900 г. Обращаясь к оценке литературной деятельности Ш., приходится
останавливаться главным образом на романах первых годов его сотрудничества в "Современнике" и
"Деле". В этих романах выразился весь Ш., со своими крупными достоинствами и, пожалуй, столь же
крупными недостатками: с одной стороны, писатель обнаруживает несомненный талант, далеко не
заурядное образование, серьезное направление мысли, так что виден в нем был хороший представитель
идеализма 60-х годов; с другой стороны, невольно бросалась в глаза какая-то надуманность, деланность
его произведений, которые часто вызывали впечатление отрицательное, как писания по трафарету.
Молодежь зачитывалась повестями и романами Ш. и в то время, когда они печатались в журналах и
когда они выходили отдельными изданиями;Ш. популяризировал в беллетристической форме те идеи,
которые проводились публицистикой и критикой 60-х годов, и трудно отрицать его благотворное
влияние на читающую публику в десятилетия, следовавшие за эпохой реформ. Тем не менее даже
критика одного лагеря с Ш. находила в его романах какую-то фальшь, происходившую оттого, что автор
подгонял жизнь под известные идеи, и вместо реализма, который им проповедовался, являлось какое-то
"сентиментальное прекраснодушие, творившее по раз установленным шаблонам". А.М. Скабичевский
указал, что в романах Ш. постоянно встречаются некоторые определенные типы: "герой и героиня
романа, представляющие лучезарное сияние прогресса и совершенств нравственных, умственных и
физических; злодей романа - высокий смуглый мужчина с оловянными, леденящими глазами и
Стр.1