Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Тимон Афинский

0   0
Первый авторРадлов
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID10235
АннотацияО творчестве автора (Шекспир Вильям).
Кому рекомендованоО творчестве автора
Радлов, Э. Тимон Афинский : Статья / Э. Радлов .— : [Б.и.], 1903 .— 9 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10235 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Приведенныя слова Овидія въ извѣстномъ смыслѣ представляютъ все содержаніе драмы, интересъ которой сосредоточенъ въ лицѣ самого Тимона, познавшаго людскую неблагодарность и ставшаго вслѣдствіе этого человѣконенавистникомъ. <...> Всѣ остальныя роли въ пьесѣ или имѣютъ эпизодическій характеръ, или служатъ для болѣе яркаго освѣщенія внутренняго перелома, происшедшаго съ героемъ пьесы. <...> Кольриджъ, восхищавшійся отдѣльными сценами "Тимона Аѳинскаго", находилъ, что въ общемъ драма производитъ тягостное впечатлѣніе, такъ какъ въ ней человѣческая природа изображена въ слишкомъ мрачныхъ краскахъ. <...> Драма дѣйствительно заканчивается диссонансомъ - гибнетъ прекрасная душа, уходящая въ иной міръ безъ всякаго примиренія съ людьми - и зритель выходитъ изъ театра съ тяжелымъ чувствомъ, вызваннымъ безплодной тратою нравственной силы. <...> Но мрачный тонъ пьесы смягчается двумя обстоятельствами: во первыхъ, развращенныя Аѳины, загубленныя эгоизмомъ и алчностью интеллигентнаго класса, какъ-бы получаютъ заслуженную кару: Алкивіадъ ихъ покорилъ и собирается чинить судъ и расправу; во вторыхъ, въ драмѣ имѣются двѣ категоріи лицъ съ совершенно противоположными душевными качествами. <...> Вся интеллигенція, за исключеніемъ самого Тимона и, отчасти, Алкивіада, оказывается, дѣйствительно, насквозь прогнившей и поклоняющейся лишь одному Богу - золотому тельцу; но люди, принадлежащіе къ низшимъ общественнымъ слоямъ, какъ, напр., управляющій имѣніемъ Тимона, служителя сенаторовъ и Тимона и, наконецъ, даже разбойники, желавшіе ограбить Тимона, оказываются не только доступными идеѣ добра, но даже въ нѣкоторыхъ случаяхъ <...>
Тимон_Афинский.pdf
Источник: Радлов Э. Тимон Афинский // Шекспир В. Полное собрание сочинений / Библиотека великих писателей под ред. С. А. Венгерова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1903. Т. 3. С. 504-513. Оригинал здесь -- http://rus-shake.ru/criticism/Radlov/Timon_of_Athens/ ТИМОНЪ АѲИНСКIЙ. -------Donec eris felix multos numerabis amicos Tempora si fuerint nubila, solus eris. Ovid. Trist. IX eleg. I. Приведенныя слова Овидія въ извѣстномъ смыслѣ представляютъ все содержаніе драмы, интересъ которой сосредоточенъ въ лицѣ самого Тимона, познавшаго людскую неблагодарность и ставшаго вслѣдствіе этого человѣконенавистникомъ. Всѣ остальныя роли въ пьесѣ или имѣютъ эпизодическій характеръ, или служатъ для болѣе яркаго освѣщенія внутренняго перелома, происшедшаго съ героемъ пьесы. Кольриджъ, восхищавшійся отдѣльными сценами "Тимона Аѳинскаго", находилъ, что въ общемъ драма производитъ тягостное впечатлѣніе, такъ какъ въ ней человѣческая природа изображена въ слишкомъ мрачныхъ краскахъ. Съ этимъ нельзя согласиться вполнѣ. Драма дѣйствительно заканчивается диссонансомъ - гибнетъ прекрасная душа, уходящая въ иной міръ безъ всякаго примиренія съ людьми - и зритель выходитъ изъ театра съ тяжелымъ чувствомъ, вызваннымъ безплодной тратою нравственной силы. Но мрачный тонъ пьесы смягчается двумя обстоятельствами: во первыхъ, развращенныя Аѳины, загубленныя эгоизмомъ и алчностью интеллигентнаго класса, какъ-бы получаютъ заслуженную кару: Алкивіадъ ихъ покорилъ и собирается чинить судъ и расправу; во вторыхъ, въ драмѣ имѣются двѣ категоріи лицъ съ совершенно противоположными душевными качествами. Вся интеллигенція, за исключеніемъ самого Тимона и, отчасти, Алкивіада, оказывается, дѣйствительно, насквозь прогнившей и поклоняющейся лишь одному Богу - золотому тельцу; но люди, принадлежащіе къ низшимъ общественнымъ слоямъ, какъ, напр., управляющій имѣніемъ Тимона, служителя сенаторовъ и Тимона и, наконецъ, даже разбойники, желавшіе ограбить Тимона, оказываются не только доступными идеѣ добра, но даже въ нѣкоторыхъ случаяхъ положительно благородными и чуткими. И эта антитеза проведена въ драмѣ весьма послѣдовательно. Такимъ образомъ драма не такъ ужъ безпросвѣтно мрачна, какъ полагалъ Кольриджъ. Герой драмы, Тимонъ, представляетъ собой психологическую проблему, очерченную столь же ярко, какъ, напр., Лиръ или Макбетъ. Для выясненія характера главнаго дѣйствующаго лица важны поступки и рѣчи не только самого Тимона, но также и тѣхъ лицъ, которыя выведены въ драмѣ именно для того, чтобы полнѣе изобразить Тимона. Въ пьесѣ соединены въ одно цѣлое, притомъ соединены, быть можетъ, не совсѣмъ удачно, двѣ различныхъ фабулы; въ одной главнымъ лицомъ является Тимонъ, въ другой - Алкивіадъ; ихъ характеры и судьба представляютъ замѣчательную противоположность. Тимонъ изъ счастливаго, довѣрчиваго, щедраго и общительнаго превращается въ несчастнаго бѣдняка и человѣконенавистника, не довѣряющаго даже преданнымъ ему людямъ; Алкивіадъ, наоборотъ, будучи, по словамъ Тимона, бѣднымъ солдатомъ, попадаетъ въ бѣду благодаря заступничеству за неизвѣстнаго друга, котораго корыстные управители Аѳинъ приговариваютъ къ смертной казни. Заступничество Алкивіада влечетъ за собой вѣчное изгнаніе, но въ концѣ пьесы мы видимъ Алкивіада торжествующимъ; онъ побѣдилъ Аѳины и собирается наказать враговъ Тимона и своихъ недруговъ, а остальнымъ гражданамъ даровать миръ и порядокъ. Алкивіадъ, впрочемъ, очерченъ въ пьесѣ блѣдно. Онъ единственный искренній другъ Тимона, но объ этомъ зрителю приходится догадываться, ибо Тимонъ въ
Стр.1