Далматинские поликонхи и средневековые ротонды Словении: проблема происхождения архитектуры . <...> Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения . <...> О контроле над деятельностью вологодских иконописцев в последней трети XVIII века: документы и материальные свидетельства . <...> Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. <...> 21–43 ПАНОФСКИЙ, ГОМБРИХ И СМЫСЛ ЗНАЧЕНИЯ В ИСКУССТВЕ И ИКОНОЛОГИИ ПРОТОИЕРЕЙ СТЕФАН ВАНЕЯН Э. <...> Панофский, признанный отец иконологии — не просто нового метода семантического анализа, а новой концепции науки об искусстве, прошел путь идейного развития от немецкоязычных и неокантианских текстов 30-х гг. к более прозрачным и убедительным текстам своего американского периода, т. е. от герменевтики символических форм как экзистенциального самотолкования к культурно-исторической контекстуализации интендированного значения. <...> Гомбрих — предпринимает попытку заменить философскую подоплеку иконологии своеобразной философией обыденного сознания, находя в научном дискурсе всего лишь правила хорошего тона: самоограничение эпистемологических претензий историка — главная его добродетель. <...> Эрвин Панофский Итак, как наш практический опыт уточнялся посредством усмотрения тех способов и приемов, какими выражались при меняющихся исторических условиях предметы и события посредством форм, и как наше знание литературных источников уточнялось по21 Исследования средством усмотрения тех способов и приемов, какими при меняющихся исторических условиях определенные темы и представления выражались при помощи предметов и событий (история типов), так же точно — и в еще большей степени — наша синтетическая интуиция уточняется посредством усмотрения способов и приемов, какими при меняющихся исторических условиях выражаются всеобщие и сущностные тенденции человеческого духа при помощи определенных тем и представлений. <...> Эрвин Панофский Иконология — это <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№1_2013.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
прот. Алексей Емельянов
д-р иск. прот. Стефан Ванеян
д-р иск. А. Л. Баталов
д-р иск. М. В. Богомолова
д-р иск. З. М. Гусейнова
канд. иск. О. Л. Зосим
канд. иск. А. Н. Мясоедов
канд. иск. В. Д. Сарабьянов
канд. иск. Е. Ю. Шевчук
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко,
канд. иск. О. Н. Соколова
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
канд. иск. О. Н. Соколова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
с 25.06.2012 г.
ISBN 978-5-7429-0823-4
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2013
Стр.2
Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства», выпуск 1 (10), 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
НОВОХАТЬКО Е. А.
Храм: отражение и созидание (об истоках раннеготической рефлексии
в трактатах аббата Сугерия, Гонория Августодунского,
Сикарда Кремонского) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ПРОТОИЕРЕЙ СТЕФАН ВАНЕЯН
Панофский, Гомбрих и смысл значения в искусстве и иконологии . . . . . . . . . . . . 21
ЮРЬЕВА М. В.
История одного образа: чудотворная Плащаница Богоматери,
принадлежавшая роду князей Корецких . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВОРОНОВА А. А.
Далматинские поликонхи и средневековые ротонды Словении:
проблема происхождения архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ПЛОТНИКОВА Н. Ю.
Нотация русского партесного многоголосия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
РЫЖОВА О. О.
Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения . . . . . .110
ФЕДЫШИН И. Н., ВИНОГРАДОВА Е. А.
О контроле над деятельностью вологодских иконописцев
в последней трети XVIII века: документы и материальные свидетельства . . . . . . 136
РЕЗНИЧЕНКО Е. Б.
Свадебные причитания Беломорья в контексте изучения народной
религиозности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
РЕЦЕНЗИИ
О книге Н. Плотниковой «Службы Божии В. Титова»
Рец.: Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII —
первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова:
Исследование и публикация. М.: Издательство ПСТГУ, 2012
(Л. В. Кондрашкова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
3
Стр.3