Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01120250.htm
Леонтьев, Иван Леонтьевич - талантливый беллетрист и драматург (1856-1911), более известный
под псевдонимом Щеглов. По окончании Павловского военного училища служил в артиллерии на
кавказском театре войны 1877 - 1878 годов. Вышел в отставку капитаном. В 1881 г. обратил на себя
внимание превосходным рассказом из военной жизни: "Первое Сражение" ("Новое Обозрение").
Следующие рассказы Леонтьева, появившиеся в "Отечественных Записках" и в "Вестнике
Европы" ("Поручик Поспелов", "Неудачный герой", "Идиллия", "Корделия", "Миньона") поставили его в
ряды много обещающих писателей. В средине 80-х годов большой успех имели в "Новом Времени"
очерки Леонтьева "Дачный муж", сделавшие это выражение нарицательным. Вызвал шум, но скорее
неблагоприятный для Леонтьева, и другой рассказ его: "Мир праху". Полное расхождение Леонтьева с
кружками, приветствовавшими его дебюты, произошло по напечатании им двух повестей "Убыль
души" ("Русское Обозрение", 92) и "Около истины" ("Русский Вестник", 92), где он напал на толстовство
и на деятельность "Посредника". С этого времени Леонтьев специализируется на юмористическом
рассказе и драматургии. В журналах и отдельно им напечатаны романы: "Миллион терзаний" и "Гордиев
узел", рассказы: "Дачный муж, его похождения, наблюдения и разочарования", "Сквозь дымку смеха",
"Военные очерки", "Смех жизни", пьесы: "В горах Кавказа", "Мамаево нашествие", "Женская чепуха",
"Господа театралы", "Театральный воробей", "Чудак", "Турусы на колесах", "Гастролерша", "Затерянный
мудрец" и др. Несвободны от историко-литературного легкомыслия книги Леонтьева: "Новое о
Пушкине" и "Подвижник слова" (Гоголь ). Его капитальное, пока единственное в своем роде
исследование: "Народный театр", в полном виде вышло лишь в год его смерти.Юмор Леонтьева был
скорее постоянною шутливостью, скользившею по поверхности явлений. Его пьесы, при его жизни не
сходившие со сцены, передвинулись теперь в репертуар любительский. Отсутствие идейного начала и
элементов сатиры в его юмористических рассказах низводит большую их часть до уровня "легкого"
чтения; лучшим в его наследстве остаются его первые военные рассказы, полные наблюдательности,
знания быта и сердечности. Высокую оценку первые вещи Леонтьева находили у Чехова (см. его
"Переписку"). - См. К. Арсеньев "Критические Этюды", т. II, и вступительную статью А. Измайлова к
книге "Народный театр". А. Измайлов.
Оригигинал здесь - http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1588
Леонтьев (псевд.Щеглов) Иван Леонтьевич (1855-1911), прозаик, драматург
Характеристика фонда: Ф. 150; 841 ед. хр.; 1866-1911
Аннотация:
Романы, рассказы, статьи, пьесы, воспоминания, записные книжки, дневники, рисунки.
Автобиографические заметки, личные, служебные документы. Переписка с родственниками.
Письма И. Л. Леонтьева в Главное управление по делам печати,Министерство финансов, Общество
русских драматических писателей и др. Письма И. Л. Леонтьеву из редакции газ. "Русская правда",
Московской конторы императорских театров, Общества Красного Креста. Письма И. Л. Леонтьева: И. С.
Артемову, В. Я. Брюсову, Н. А.Жаринцовой, О. Э.Жибер, А. А. Измайлову, О. Л. Кигн,М. И., В. К.
Клодтам, Н. А. Котляревскому, Д. С. Мережковскоиу, Б. Л. Модзалевскому, О. П. Павлищевой, Н. И.
Позднякову, И. Е. Репину, В. В. Розанову, А. И. Суворину, В. Г. Черткову,М. П. Чехову, И. И.
Ясинскоиу и др. Письма И. Л. Леонтьеву: К. К. Арсеньева, Ф. Д. Батюшкова, П. И. Бартенева, В. П.
Буренина, П. В. Быкова, А. Н. Веселовского, П. П. Гнедича, Дж. Кл. Джерома, А. Г. Достоевской, А. А.
Измайлова, А. Ф. Кони, А. В. Круглова, А. А. Майкова, С. Я. Надсона, Л. Н. Павлищева, А. П. Плетнева,
М. Г. Савиной,М.М. Стасюлевича, А. С. Суворина, А. П. Чехова, К. И. Чуковского, С. Н.Шубинского и
др.
Произведения К. С. Аксакова, И. С. Артемьева, В. Я. Брюсова, П. И. Вейнберга, Н. А.
Жаринцовой, К. Д. Кавелина, Р. П. Кумова, А. А. Майкова, А. П. Плетнева,М. И. Чайковского;
фотопортреты Дж. Кл .Джерома и Н. А.Жаринцовой.
Стр.1