Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Три Служебника XIV в. из рукописных собраний Российской Государственной библиотеки. Статья (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц16
ID1001
АннотацияВ конце 1990-х гг. в Секторе рукописных книг Отдела рукописей РГБ началась коллективная работа над изданием альбома или каталога, посвящённого древнейшим манускриптам русского происхождения из рукописных собраний РГБ. К сожалению, этот прекрасный проект не удалось осуществить. Однако всё же некоторые усилия были предприняты и результаты последних сохранились.
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. Три Служебника XIV в. из рукописных собраний Российской Государственной библиотеки. Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 2004 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/1001 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кажется, в 1996 или 1997 г. в Секторе рукописных книг Отдела рукописей РГБ, по инициативе заведующего сектором доктора исторических наук И. В. Лёвочкина, началась коллективная работа над изданием альбома или каталога, посвящённого древнейшим манускриптам русского происхождения из рукописных собраний РГБ. <...> Так, мною, поскольку и меня привлекли к этой работе, были сделаны описания нескольких древнерусских манускриптов XIV–XV вв. <...> Поскольку задуманное издание предполагалось как научнопопулярное и иллюстрированное, постольку принято было решение отойти от традиционной схемы описания рукописей, дабы представить неискушённому читателю книжное наследие Древней Руси доступно и, главное, наглядно и целостно. <...> Содержит чинопоследования Литургии святителя Иоанна Златоуста, Вечерни и Утрени, а также прокимны Литургии — воскресные и дневные на 8 гласов (включая стихи-припевы к прокимнам и аллилуарии). <...> При этом собственно чинопоследования воспроизведены не полностью: переписаны, главным образом, молитвы священника («попа»), молитвы же или возглашения диакона и песнопения хора отмечены преимущественно только начальными словами; дополнительно к этому даны и некоторые пояснения к священнодействиям. <...> Но в составе и содержании отдельных текстов рассматриваемый «Служебник» отличается от современных печатных. <...> Однако более поражает то, что в данной рукописи имеются молитвословия, которые в печатном «Служебнике» либо заменены другими, либо читаются применительно к иным моментам богослужения. <...> Особенно показателен в этом отношении чин Литургии. <...> Три молитвы иерея, готовящегося к службе: а) «Владыко Ги+, Iсе+ Хст+е, не хот# смерти гр&шникомъ…», б) «Владыко Ги+, Iсе+ Боже мои. <...> Нн&+ приступити хот#ще…» и в) «Ги++ Iсе+ Хст+е, ±верзи оустн& мои на молбу и просв&ти очи сердца мо%го "ко пришелечь %смь азъ на земли…» (л. <...> ) Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. <...> ? 2 Кстати, молитвы а и б встречаются в древнейших <...>
Три_Служебника_XIV_в._из_рукописных_собраний_Российской_Государственной_библиотеки._Статья.pdf
Кириллин В. М. ТРИ «СЛУЖЕБНИКА» XIV В. ИЗ РУКОПИСНЫХ СОБРАНИЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ. Кажется, в 1996 или 1997 г. в Секторе рукописных книг Отдела рукописей РГБ, по инициативе заведующего сектором доктора исторических наук И. В. Лёвочкина, началась коллективная работа над изданием альбома или каталога, посвящённого древнейшим манускриптам русского происхождения из рукописных собраний РГБ. К сожалению, этот прекрасный проект не удалось осуществить. Однако всё же некоторые усилия были предприняты и результаты последних сохранились. Так, мною, поскольку и меня привлекли к этой работе, были сделаны описания нескольких древнерусских манускриптов XIV–XV вв. В частности, наряду с прочими книгами мне довелось описывать три «Служебника». Вероятно, так было угодно Господу, чтобы сделанное при этом столь промыслительно не осталось втуне и чтобы выпал, наконец, удобный повод для обнародования составленных мною тогда археографических эссе. И я счастлив теперь, что могу именно таким образом — итогами работы в согласии с замыслом глубоко чтимого мною Ивана Васильевича — отметить его славный юбилей! Пусть это будет моим скромным поздравлением замечательному Учёному, Учителю и Другу. Поскольку задуманное издание предполагалось как научнопопулярное и иллюстрированное, постольку принято было решение отойти от традиционной схемы описания рукописей, дабы представить неискушённому читателю книжное наследие Древней Руси доступно и, главное, наглядно и целостно. Вот что лично у меня получилось. I. «Служебник» из собрания Н. П. Румянцева (Ф. 256), № 1
Стр.1
3991. Содержит чинопоследования Литургии святителя Иоанна Златоуста, Вечерни и Утрени, а также прокимны Литургии — воскресные и дневные на 8 гласов (включая стихи-припевы к прокимнам и аллилуарии). При этом собственно чинопоследования воспроизведены не полностью: переписаны, главным образом, молитвы священника («попа»), молитвы же или возглашения диакона и песнопения хора отмечены преимущественно только начальными словами; дополнительно к этому даны и некоторые пояснения к священнодействиям. Что касается структуры (или сценария) последований, то она в общем тождественна современной богослужебной практике. Но в составе и содержании отдельных текстов рассматриваемый «Служебник» отличается от современных печатных. Прежде всего, это имеет отношение к редакции самих текстов: различие иной раз весьма заметно. Однако более поражает то, что в данной рукописи имеются молитвословия, которые в печатном «Служебнике» либо заменены другими, либо читаются применительно к иным моментам богослужения. Особенно показателен в этом отношении чин Литургии. Многие из составляющих его текстов ныне неизвестны. Это: 1. Три молитвы иерея, готовящегося к службе: а) «Владыко Ги+, Iсе+ Хст+е, не хот# смерти гр&шникомъ…», б) «Владыко Ги+, Iсе+ Боже мои. Нн&+ приступити хот#ще…» и в) «Ги++ Iсе+ Хст+е, ±верзи оустн& мои на молбу и просв&ти очи сердца мо%го "ко пришелечь %смь азъ на земли…» (л. 1об.-6об.)2. 1 Востоков А. (X.) Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С.604-605; Майкова К. А. и др. Собрание Н. П. Румянцева. Ф. 256: Дополнения и уточнения к описи А. Х. Востокова «Описание...» (СПб., 1842) и описание художественных украшений рукописей. М., 1975-1977. Машинопись. С. ? 2 Кстати, молитвы а и б встречаются в древнейших «Служебниках», например, в Синодальном № 605 ХII в., причем первая иногда предваряется 2
Стр.2