Социология и демография (сводная)
← назад
Свободный доступ
Ограниченный доступ
Автор: Петренко Виктор Федорович
Социум: М.
В книге дается описание методов экспериментальной психосемантики и излагаются результаты исследований категориальных структур общественного сознания в области политической психологии. Исследуется менталитет российских граждан в новейшей истории России (1990–2018 годы). Помимо своеобразной исторической летописи, предлагаемые работы выступают типовыми примерами применения методов психосемантики к анализу политического менталитета. Их экспериментальная парадигма может быть использована читателями при планировании собственных научных и практических работ.
Предпросмотр: Политическая психология. Психосемантический подход.pdf (0,4 Мб)
Автор: Максудов Сергей
Социум: М.
Книга посвящена трагическим событиям в советской деревне в 1929-1934 годах. Она опирается на комплекс источников — архивные материалы, воспоминания очевидцев, постановления советских властей, опубликованную литературу. В работе охарактеризованы причины, масштабы и последствия преобразований в деревне, получивших название «коллективизация», рассматривается изменение демографических параметров (рождаемость, смертность, численность населения) и оцениваются размеры потерь от раскулачивания, депортации и голода во всей стране и в отдельных, наиболее пострадавших регионах.
Предпросмотр: Победа над деревней. Демографические потери коллективизации.pdf (0,2 Мб)
Автор: Лебон Гюстав
Социум: М.
"Лебон (Le Bon) Гюстав (1841-1931) — французский социолог, социальный психолог и публицист. Считал, что решающую роль в социальных процессах играют не разум, а эмоции. С позиций аристократизма выступал против всех форм социального равенства и демократии, доказывая, что все достижения цивилизации - результат деятельности элиты. Разработал одну из первых концепций массового общества: отождествляя массу с толпой, он пророчил наступление ""эры масс"" и следующий за этим упадок цивилизации. Сочинение ""Психология народов"" (1894) посвящено вопросам образования, развития и угасания наций (""рас""), и роли, которую играют в этих процессах руководящие народами идеи и великие люди. ""Психология масс"" (1895) считается первым трудом, который положил начало социальной психологи. В этой книге Лебон исследует толпу как явление, дает первую классификацию различных ее видов, описывает основные закономерности ее свойств и поведения, исследует причинно-следственные связи, характерные для такого социального объекта, анализирует методы влияния на толпу. ""Психология народов и масс"" — настольная книга всех политиков добивавшихся власти. Ее перечитывали и тщательно изучали Ленин, Гитлер, Муссолини, Сталин. В ней излагаются основные и простые принципы поведения толпы, описываются приемы достижения политиками успеха в борьбе за власть. Парадокс и трагедия автора в том, что за небольшим исключением, в этом веке труды знаменитого ученого-энциклопедиста Гюстава Лебона углубленно изучались лишь потенциальными диктаторами. Те, кому книги адресовались автором, остались глухи к его предупреждениям и предвидениям."
Предпросмотр: Психология народов и масс.pdf (0,2 Мб)
Автор: Харрис Скотт Р.
Издательский дом ВШЭ
Учебник Скотта Харриса предназначен для первого знакомства с социологией эмоций. В нем в доступной форме раскрываются основные понятия этой области социологической науки: эмоциональные нормы, управление эмоциями и эмоциональный труд. Несмотря на небольшой объем учебника, автор показывает суть социологического подхода к эмоциям, затрагивая отдельные теории и сферы изучения эмоций в социологии. Им выбраны главные теоретические перспективы, в которых в первую очередь стала формироваться социология эмоций, – символический интеракционизм и теория социального обмена. Каждый раздел снабжен разбором интересных эмпирических исследований, рекомендациями для чтения и упражнениями.
Предпросмотр: Приглашение в социологию эмоций.pdf (0,1 Мб)
Автор: Латур Бруно
Издательский дом ВШЭ
В этой книге выдающийся французский социолог Бруно Латур бросает вызов нашему пониманию общества и «социального». Он показывает, почему социальное не может мыслиться как разновидность материала или как некая сфера, и ставит под сомнение сам проект «социального объяснения» какого-либо другого положения дел. Хотя этот более ранний проект был в прошлом продуктивен и, возможно, необходим, теперь он почти остановлен, и отчасти благодаря прогрессу социальных наук. На нынешней стадии их развития уже невозможно тщательно пересмотреть компоненты, составляющие область социального. Автор переопределяет понятие социального, возвращаясь к его первоначальному значению с тем, чтобы сделать его вновь способным прослеживать связи. Это должно позволить вернуться к традиционной цели социальных наук, но с помощью инструментов, более ей соответствующих. После проведения обширной работы по изучению «сборок» в природе, автор показывает, что именно «собирается» под сенью общества, и утверждает, что это единственный способ сохранить верность старым обязательствам социологии, этой «науки о жизни сообща». Это подход приобрел широкую известность как акторно-сетевая теория, и настоящая книга служит незаменимым введением для тех, кто стремится понять эту теорию или познакомиться с идеями одного из ее основных представителей.
Предпросмотр: Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию.pdf (0,9 Мб)
Автор: Иллуз
Директмедиа Паблишинг
Ничто не обладает более разрушительной или более созидательной силой, чем любовь. Откуда эта сила в любви? И как она трансформируется в различных социальных условиях? Как меняется любовь в условиях эпохи Интернета? Книга известного социолога и психолога Евы Иллуз получила оглушительный международный успех, потому что дает ключ к пониманию тех изменений, которые произошли в отношениях между мужчиной и женщиной в современности. Причины силы любовных травм следует искать зачастую не в глубине психологических переживаний, а в специфике социальных правил, в которые загоняется современный индивидуум. Изменения в способах самовосприятия, построения собственной карьеры, формирования брачных рынков, женской эмансипации — все это автор тщательно анализирует, искусно обращаясь к литературной классике и новейшим социологическим трендам. Книга предназначена для социологов и психологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией отношений между мужчиной и женщиной.
Предпросмотр: Почему любовь ранит Социологическое объяснение.pdf (0,5 Мб)
Автор: Кропачев
Директ-Медиа: М.
Монография посвящена советской и современной российской историографии масштабов и форм репрессий и потерь населения СССР в 1937–1945 гг. Значительное внимание уделено методологическим аспектам и научно-организационным формам становления системы исторических знаний, предложена и обоснована авторская периодизация развития историографии проблемы. Анализируется осмысление историками демографических потерь, понесенных советским обществом вследствие массовых политических репрессий, этнических депортаций, а также в годы Великой Отечественной войны. Исследование рассчитано на специалистов по советской истории и отечественной историографии, а также всех читателей, интересующихся эпохой сталинизма.
Предпросмотр: Потери населения СССР в 1937–1945 гг. масштабы и формы. Отечественная историография.pdf (0,1 Мб)
Автор: Жиромская
Директ-Медиа: М.
Книгу отличает новизна теоретического подхода к решению темы и обширный статистический материал, в том числе рассекреченный в последнее время. Показаны те изменения, которые произошли в демографическом и социальном составе населения России и ее регионов после пережитых ими потрясений: людские потери, убыль мужского населения, повышенная смертность и начавшиеся в мирное время компенсаторные процессы в воспроизводстве населения. Особый интерес представляет переосмысление социальных отношений в послереволюционный период, в частности расслоения российской деревни и такого явления, как «осереднячивание». Для специалистов и всех интересующихся проблемами российской истории и демографии.
Предпросмотр: После революционных бурь население России в середине 20-х годов.pdf (0,3 Мб)
Автор: Годси
Альпина нон-фикшн: М.
Профессор Пенсильванского университета, автор семи книг Кристен Годси объясняет, почему триумф капитализма в странах первого и второго мира не стал выходом для большинства женщин. Она мастерски развенчивает устойчивые мифы о том, что в условиях свободного рынка у женщин больше возможностей достичь карьерных высот и экономической независимости, внутреннего равновесия и личного счастья. На множестве примеров Кристен Годси показывает, как, дискриминируя женщин, капитализм во всем обделяет их — от физических радостей до интеллектуальной самореализации — и использует в интересах процветания тех, кто уже находится на вершине экономической пирамиды. Несмотря на крах и идейную дискредитацию социализма в странах Восточной Европы, Годси убеждена, что многие элементы социалистической экономики способны обеспечить женщине условия для развития и полноправного труда, здоровое распределение сил между работой и семьей и в конечном итоге гармоничные и насыщенные сексуальные отношения.
Предпросмотр: Почему у женщин при социализме секс лучше. Аргументы в пользу экономической независимости.pdf (0,1 Мб)
Автор: Гельфанд
Альпина Паблишер: М.
В одних странах, городах, компаниях и семьях люди спокойно относятся к 15-минутным опозданиям, мусору под ногами, мятой одежде, бурной жестикуляции, пререканиям детей с взрослыми и подчиненных с руководством. В других вас сурово накажут за малейшую непунктуальность, улетевшую мимо урны жвачку, лишнюю запятую в документе или непочтительность во взгляде. Почему в одних культурах жестко соблюдаются установленные нормы, а в других активно приветствуются независимость и инициативность? Почему люди соблюдают установленные нормы, порой вопреки здравому смыслу? Откуда вообще берутся нормы? Эти вопросы волнуют многих людей, живущих в эпоху перемен, в том числе и современных россиян. Автор книги, психолог Мишель Гельфанд, исследует исторические, социальные и экономические причины самых распространенных свобод и ограничений, а также анализирует преимущества и недостатки обеих систем — жесткой и свободной.
Предпросмотр: Почему им можно, а нам нельзя Откуда берутся социальные нормы.pdf (0,1 Мб)
Автор: Гладуэлл
Альпина Паблишер: М.
Как возникает мода? Почему происходит рост и спад уровня преступности? Как книги неизвестных авторов становятся бестселлерами? Каким образом распространяется среди подростков пристрастие к курению? Чтобы понять, как возникает феномен толпы и многие другие массовые явления, характерные для сегодняшней жизни, надо рассматривать их как эпидемии. Идеи, товары, информация и типы поведения распространяются точно так же, как вирусы. Небольших усилий, приложенных в нужном месте, бывает достаточно, чтобы создать глобальную тенденцию. Автор стремится ответить на два главных вопроса: почему одни идеи, типы поведения или продукты вызывают эпидемии, а другие — нет, и что мы можем сделать для того, чтобы по своему желанию вызывать благотворные эпидемии и последовательно управлять ими? Книга адресована широкому кругу читателей.
Предпросмотр: Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам.pdf (0,1 Мб)
Автор: Капица
Альпина нон-фикшн: М.
Сегодня мы переживаем эпоху глобальной демографической революции, когда человечество переходит к ограниченному воспроизводству. Почему это происходит и к чему ведет это величайшее по значимости событие? От ответа на эти вопросы зависит не только отдаленное будущее, но и подход к решению сегодняшних проблем, в частности к анализу причин и последствий глобального кризиса. В книге в доступной для неспециалиста форме известный ученый излагает свою демографическую концепцию, объясняющую происходящие процессы, размышляет о судьбах мира и вызовах, стоящих перед человечеством. Во втором издании добавлены выводы по связи анализа роста с глобальной проблематикой.
Предпросмотр: Парадоксы роста. Законы глобального развития человечества.pdf (0,1 Мб)
Автор: Нисбет Роберт
Социум: М.
Идея прогресса в значительной степени определила облик западной цивилизации. Человечество развивается, «движется вперед», причем это движение понимается в двух аспектах — как накопление знания и как наращивание материального богатства. Рождение идеи прогресса — результат взаимодействия христианства с античными представлениями. Первоначально она была вариацией на тему линейного представления об истории, свойственного иудео-христианской религиозной традиции. В период с 1750 примерно до 1900 г. происходит отделение идеи прогресса от религиозных корней и «срастание» понятий прогресса и науки. Этот процесс сопровождался угрожающими явлениями: если первоначально прогресс трактовался как расширение человеческой свободы, то примерно со второй половины XIX в. он все более стал пониматься как расширение «управляемости» — попросту говоря, власти абстрактного государства над человеком и природой.
Книга представляет собой классический труд по социальной философии и
является одной из наиболее известных и цитируемых работ, написанных в традиции так называемой консервативной школы в американской социологии.
Предпросмотр: Прогресс история идеи.pdf (0,3 Мб)
Автор: Антонов М. В.
Изд. дом Высшей школы экономики: М.
Книга посвящена творчеству знаменитого русско-французского правоведа XX века, одного из основоположников социологии права как научной дисциплины, Георгия Давидовича Гурвича (1894—1965). Взгляды мыслителя изложены в контексте его интеллектуальной биографии, что позволяет лучше понять перипетии развития мировоззрения ученого. Работа состоит из двух крупных блоков. В первом, аналитическом, освещается жизненный путь Гурвича, рассматриваются основные элементы его учения, анализируются концепции. Второй блок содержит произведения мыслителя, в том числе неизданные, ряд архивных биографических и эпистолярных материалов.
Предпросмотр: Право и общество в концепции Георгия Давидовича Гурвича.pdf (0,1 Мб)
Автор: Шелер Макс
Ин-т общегуманит. исследований: М.
«Проблемы социологии знания» — главная философско-социологическая работа «позднего» Макса Шелера, признанного основателя и классика немецкой «социологии знания». Отвергая проект социологии О. Конта, Шелер предпринимает героическую попытку начать социологию «с начала» — в противовес позитивизму как «специфической для Западной Европы идеологии позднего индустриализма». Основу учения Шелера образует его социально-философская доктрина о трех родах человеческого знания, ядром которой является философско-антропологическая концепция научного (позитивного) знания, определяющая особый статус и значимость его среди других видов знания, а также место и роль науки в культуре и современном обществе.
Философско-историческое измерение «социологии знания» М. Шелера раскрывается в его провидческой трактовке синтеза западной и азиатской культур знания как терапии от цивилизованного варварства человека «фаустовского» типа. Актуальность этих идей М. Шелера в наши дни несомненна. На русском языке полностью публикуется впервые.
Предпросмотр: Проблемы социологии знания.pdf (0,1 Мб)