УДК 376(075.8+004)
ББК 74.3/32.81я7
Е50
государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург)
Научный редактор:
(Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина,
Санкт-Петербург)
О.В. Елецкая — кандидат педагогических наук, доцент
(Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет)
Е.А. Логинова, кандидат педагогических наук, доцент (Ленинградский
О.Н. Тверская, кандидат педагогических наук, доцент
Рецензенты:
Е50
Елецкая О.В., Матвеева М.В., Тараканова А.А.
Информационные технологии в специальном образовании. Учеб.
пособие с практикумом для вузов / [О.В. Елецкая, М.В. Матвеева,
А.А. Тараканова] / Под общей редакцией О.В. Елецкой. — М. : Издательство
ВЛАДОС, 2019. — 319 с.
ISBN 978-5-907101-60-9
44.03.03 «Учебник адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки
Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавриат)
при изучении дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании».Рекомендуется
для использования в качестве дополнительного пособия магифекстрантам,
обучающимся по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (де».
ны
тологическое) образование» (уровень магистратуры), осваивающим дисциплиобразовании
«Информационные и коммуникационные технологии в науке и специальном
по главам и т. д.
тов Содержание учебника включает задания для самостоятельной работы студентературы,
тестовые задания, вопросы к экзамену, списки основной и дополнительной лиУчебник
может быть полезен логопедам, психологам, дефектологам, педагогам,
с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
УДК 376(075.8+004)
ББК 74.3/32.81я7
ющим слушателям курсов повышения квалификации педагогических работников, работаISBN
978-5907101-60-9
© Елецкая О.В., Матвеева М.В., Тараканова А.А., 2019
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2019
© Художественное оформление. Издательство ВЛАДОС», 2019
© Оригинал-макет. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................................7
1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ....................................................................11
1.1. Основные понятия специального образования .......................................11
1.2. Принципы образования детей с ограниченными
возможностями здоровья ..........................................................................16
1.3. Методы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья .....23
1.4. Типы и виды образовательных организаций для лиц
с ограниченными возможностями здоровья ...........................................27
Контрольные вопросы и задания ......................................................................40
Тестовые вопросы по теме: «Характеристика современной системы
специального образования» ......................................................................40
Рекомендуемая литература (основная) ............................................................43
Рекомендуемая литература (дополнительная) ................................................43
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ............................45
2.1. Информационные технологии и информационные системы ................45
2.2 Интеграция информационных технологий в образовательный
процесс на современном этапе его развития...........................................56
Контрольные вопросы и задания ......................................................................69
Тестовые вопросы по теме: «Информационные технологии
в образовании» ...........................................................................................69
Рекомендуемая литература (основная) ............................................................73
Рекомендуемая литература (дополнительная) ................................................73
3. КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ..................................................................75
3.1. Цель, задачи и принципы применения информационных
технологий в специальном образовании .................................................75
3.2. Гигиенические нормы и рекомендации при организации
коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ............................80
3.3. Основные аспекты применения информационных технологий
в специальном образовании .....................................................................90
3.3.1. Использование компьютера в развитии и социализации лиц
с ограниченными возможностями здоровья ....................................90
3.3.2. Применение специальных технических устройств в обучении
лиц с ограниченными возможностями здоровья ...........................100
3.3.3. Электронные учебники (ЭУ) для лиц с ограниченными
возможностями здоровья .................................................................112
3.3.4. Использование Интернета в коррекционном обучении
лиц с ограниченными возможностями здоровья ...........................118
Стр.4
Содержание
3.3.5. Дистанционное образование лиц с ограниченными
возможностями здоровья .................................................................122
3.3.5.1. Основные принципы, методы и этапы создания
инфраструктуры дистанционного обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья ..........................122
3.3.5.2. Типы технологий коммуникации при дистанционном
обучении ....................................................................................128
3.3.5.3. Факторы выбора технологий дистанционного обучения
в специальном образовании ....................................................133
Контрольные вопросы и задания ....................................................................137
Тестовые вопросы по теме: «Коррекционно-образовательные возможности
применения информационных технологий в специальном
образовании» ............................................................................................139
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................141
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................142
4. МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ......................................146
4.1. Основные направления коррекционно-педагогической работы
с использованием информационных технологий .................................146
4.2. Содержание коррекционно-педагогической работы
с использованием информационных технологий .................................156
4.2.1. Информационные технологии в тифлопедагогике ........................156
Контрольные вопросы и задания ....................................................................163
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................163
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................164
4.2.2. Информационные технологии в сурдопедагогике .........................166
Контрольные вопросы и задания ....................................................................172
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................172
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................172
4.2.3. Информационные технологии в олигофренопедагогике ..............173
Контрольные вопросы и задания ....................................................................181
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................182
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................182
4.2.4. Информационные технологии в обучении лиц
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) ................182
4.2.4.1 Нарушения опорно-двигательного аппарата: понятие,
классификация, степени выраженности .................................182
4.4.4.2 Использование ИКТ при работе с учащимися
в образовательной организации для детей с НОДА ...............184
Контрольные вопросы и задания ....................................................................190
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................191
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................191
4.2.5. Информационные технологии в обучении лиц
с расстройствами аутистического спектра (РАС) ............................193
4
Стр.5
Содержание
Контрольные вопросы и задания ....................................................................201
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................202
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................202
4.2.6. Информационные технологии в логопедии ...................................203
4.2.6.1. Принципы, цель, задачи и организационные аспекты
использования информационных и коммуникационных
технологий в логопедии ...........................................................203
4.2.6.2. Информационные и коммуникационные технологии
в реализации системы контроля, оценки и мониторинга
достижений детей с нарушениями речи .................................209
4.2.6.3. Использование информационных технологий
для повышения эффективности коррекционной
работы, направленной на устранение речевых
нарушений .................................................................................213
Использование Интернет-ресурсов в логопедической работе .....................213
Инструментальные средства для разработки электронных материалов
коррекционно-логопедического назначения ........................................214
Интерактивные компьютерные игры в системе логопедической
работы .......................................................................................................233
Использование ИКТ в преодолении фонетико-фонематического
недоразвития речи (ФФНР). Компьютерные средства
визуального контроля произношения в работе логопеда .....................234
Использование ИКТ в преодолении общего недоразвития речи (ОНР) .......237
Использование ИКТ в преодолении заикания ...............................................249
Использование компьютерных программ в восстановительном
обучении больных с афазией ..................................................................251
Контрольные вопросы и задания ....................................................................252
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................253
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................253
4.2.7. Информационные технологии в обучении лиц
с комплексными нарушениями развития .......................................255
Контрольные вопросы и задания ....................................................................264
Рекомендуемая литература (основная) ..........................................................265
Рекомендуемая литература (дополнительная) ..............................................265
Тестовые вопросы по теме: «Модели интеграции
информационных технологий в коррекционно-педагогический
процесс» ....................................................................................................266
План практической работы по курсу ..............................................................268
Практическое занятие по теме: «Предмет, объект, цели, задачи
и предметные области специальной педагогики» .................................268
Темы курсовых работ .......................................................................................282
Перечень тем лабораторных работ .................................................................283
Темы рефератов ................................................................................................283
Вопросы к экзамену .........................................................................................284
Краткий словарь терминов и понятий ............................................................286
5
Стр.6
Содержание
Основные термины, использованные в ФГОС общего образования
для обучающихся с ОВЗ и методических рекомендациях ....................288
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы ...........................................289
Приложения ......................................................................................................295
Приложение 1 ...................................................................................................295
Приложение 2 ...................................................................................................319
6
Стр.7