УДК 316.334.22(075)
ББК 60.543.1я723
М23
М23
Мандель, Б. Р.
для обучающихся в системе среднего профессионального
образования / Б. Р. Мандель. — Москва ; Берлин :
Директ-Медиа, 2020. — 393 с., илл.
Основы интеллектуального труда : учебное пособие
ISBN 978-5-4499-0458-4
Учебное пособие создано для учащихся — будущих специалистов
среднего звена, пробующих свои силы в различных сферах образования,
культуры, социальной работы, экономики и бухгалтерского учета, гостиничного
сервиса, туризма, медицины и фармакологии и т. д. Пособие представляет
собой курс с инновационным расположением учебного материала в
соответствии с модульным распределением тематики.
Учебное пособие создано на основе разработанных и апробированных
программ в соответствии с действующими Федеральными государственными
образовательными стандартами для СПО (38.00.00, 39.00.00, 40.00.00,
42.00.00, 43.00.00, 44.00.00, 51.00.00 и т. д.).
Материалы пособия собраны на основе исторических и современных
сведений об интеллектуальном труде с обращением к целому ряду смежных
дисциплин: педагогике, социологии, конфликтологии, социальной педагогике,
педагогической психологии, психологии личности, возрастной психологии,
психологии управления, психологии общения, психологии труда,
менеджмента, юриспруденции и т. д.
Каждая тема завершается вопросами и заданиями по изученному материалу,
а после модулей идут списки тематики семинаров, литература к ним.
Учебное пособие содержит значительное число ссылок и пояснений,
содержащих сведения об упоминаемых авторах и толкования терминов.
Учебное пособие содержит общий список дополнительной литературы
по дисциплине, примерный список вопросов для самоподготовки, примерную
тематику рефератов, образцы тестов.
Книга будет полезна и интересна не только учащимся, но и всем, интересующимся
проблемами интеллектуального труда как актуальной, динамичной,
активно и быстро развивающейся теоретической и практической
составляющей современной науки и практики не только в нашей стране, но и
за рубежом.
УДК 316.334.22(075)
ББК 60.543.1я723
ISBN 978-5-4499-0458-4 © Мандель Б. Р., текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», макет, оформление, 2020
Стр.3
Содержание
Введение....................................................................................................................5
Модуль I. Интеллектуальный труд учащихся в
образовательной организации .....................................................................8
Тема 1. Общее понятие об интеллектуальной
деятельности.....................................................................................................8
Вопросы и задания по материалам Темы 1....................................20
Тема 2-3. Интеллект и интеллектуальный труд учащихся:
психология и психофизиология...........................................................21
Вопросы и задания по материалам Темы 2-3 ...............................60
Тема 4. Виды интеллектуальных умений учащихся и
условия формирования и критерии сформированности
интеллектуальных умений.....................................................................62
Вопросы и задания по материалам Темы 4................................. 100
Примерные вопросы для обсуждения на семинарских
занятиях ......................................................................................................... 101
Литература для подготовки к семинарским занятиям....... 101
Модуль II. Образовательные организации и учебный
процесс.................................................................................................................. 102
Тема 5. Образовательные организации как особые
структурные подразделения .............................................................. 102
Вопросы и задания по материалам темы 5................................. 126
Тема 6. Психологические факторы успешной учебы и
интеллектуального развития учащихся ...................................... 127
Вопросы и задания по материалам Темы 5................................. 147
Тема 6. Особенности интеллектуального труда учащихся:
виды и формы, методы, способы и приемы учебной
деятельности............................................................................................... 148
Вопросы и задания по материалам Темы 6................................. 177
Тема 7. Самостоятельная деятельность как одна из
важных форм интеллектуального развития учащихся ...... 178
3
Стр.4
Вопросы и задания по материалам Темы 7 .................................194
Тема 8-9. Создание проектов и презентаций как особые
инновационные формы, методы и приемы развития
интеллекта учащихся...............................................................................196
Вопросы и задания по материалам Темы 8-9.............................234
Тема 10. Роль интерактивных технологий обучения в
интеллектуальном развитии учащихся ........................................235
Вопросы и задания по материалам Темы 10...............................268
Примерные вопросы для обсуждения на семинарских
занятиях ..........................................................................................................268
Литература для подготовки к семинарским занятиям .......269
Модуль III. Нормативно-правовые основы интеллектуального
труда учащихся и общее понятие об интеллектуальной
собственности...................................................................................................270
Тема 11-12. История и современное функционирование
системы профессионального образования: модернизация,
права и обязанности учащихся...........................................................270
Вопросы и задания по материалам Темы 11-12........................336
Тема 13. Интеллектуальная собственность: общее
представление и современное правовое регулирование ...338
Вопросы и задания по материалам Темы 13...............................359
Тема 14. Развитие и становление интеллектуальной
культуры учащихся...................................................................................360
Вопросы и задания по материалам Темы 14...............................379
Примерные вопросы для обсуждения на семинарских
занятиях ..........................................................................................................380
Литература для подготовки к семинарским занятиям .......380
Примерные вопросы для самоподготовки........................................382
Список дополнительной литературы для самоподготовки...384
Примерные варианты тестов ...................................................................386
Примерная тематика рефератов/эссе..................................................392
Стр.5