УДК 372.857
ББК 71.262.8
К65
К65
Константинова И.Ю.
Поурочные разработки по биологии. 7 класс : пособие
для учителя / И.Ю. Константинова, А.В. Радькин. – 2-е изд.,
эл. – 1 файл pdf : 320 с. – Москва : ВАКО, 2020. – (В помощь
школьному учителю). – Систем. требования: Adobe Reader XI
либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN
978-5-408-05288-2
Пособие содержит поурочные разработки по курсу «Биология» для
7 класса к учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко
(М.: Вентана-Граф), который входит в линию УМК, построенных
по концентрическому принципу. Пособие составлено в соответствии
с требованиями ФГОС. В книге учитель найдет все необходимые для
подготовки к уроку и его проведения материалы: методические рекомендации,
интересную дополнительную информацию, разнообразные
справочные материалы, вопросы и задания для устных и письменных
ответов учащихся, игры, творческие задания, темы для сообщений, тесты,
схемы, таблицы, инструктивные карточки.
Издание будет полезно как начинающим педагогам, так и преподавателям
со стажем.
УДК 372.857
ББК 71.262.8
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
биологии. 7 класс : пособие для учителя / И.Ю. Константинова, А.В. Радькин.
– Москва : ВАКО, 2018. – 320 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-03832-9. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
Подходит к учебникам «Биология» в составе УМК В.М. Констан2014–2018
гг. выпуска.тинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко / Под ред. В.М. Константинова
ISBN 978-5-408-05288-2
© ООО «ВАКО», 2018
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
УОбщие сведения о мире животных
р о к 1. Орнитологические исследования как введение
в изучение царства Животные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
р о к 4. Классификация животных и основные систематические
группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
р о к 6. Краткая история развития зоологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
УУ р о к 2. Зоология – наука о животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
У р о к 3. Животные и окружающая среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
УУ р о к 5. Влияние человека на животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
УСтроение тела животныхр о к 7. Клетка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
УУ р о к 8. Ткани, органы и системы органов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
р о к 9. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных» . . . 40
УПодцарство Простейшие (Protozoa)
р о к 10. Общая характеристика простейших . Тип Саркодовые
и жгутиконосцы (Sarcomastigophora). Саркодовые . . . . . . . . . . . . . . 45
У р о к 11. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы . . . . . . 50
УУ р о к 12. Тип Инфузории (Ciliophora) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
р о к 13. Значение простейших . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
УТип Кишечнополостные (Coelenterata)
Типы Плоские черви (Plathelminthes), Круглые черви
(Nemathelminthes) , Кольчатые черви (Annelida)
р о к 14. Общая характеристика подцарства Многоклеточные
животные (Metazoa). Строение и жизнедеятельность
кишечнополостных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
У р о к 15. Значение и разнообразие Кишечнополостных . . . . . . . . . . 64
У р о к 16. Тип Плоские черви (Plathelminthes) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
УУ р о к 17. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни . . . . . 73
У р о к 18. Тип Круглые черви (Nemathelminthes) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
р о к 19. Тип Кольчатые черви (Annelida) . Класс
Многощетинковые черви (Polychaeta) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
У р о к 20. Тип Кольчатые черви (Annelida) . Класс
Малощетинковые черви (Oligochaeta) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
У р о к 21. Обобщение знаний по теме «Типы Плоские, Круглые
и Кольчатые черви» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Стр.317
Содержание
317
Тип Моллюски (Mollusca)
УУ р о к 22. Общая характеристика моллюсков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
У р о к 23. Класс Брюхоногие моллюски (Gastropoda) . . . . . . . . . . . . . . 99
У р о к 24. Класс Двустворчатые моллюски (Bivalvia) . . . . . . . . . . . . . 103
р о к 25. Класс Головоногие моллюски (Cephalopoda) .
Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски» . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Тип Членистоногие (Arthropoda)
У р о к 26. Общая характеристика членистоногих . Класс
Ракообразные (Crustacea) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
УУ р о к 27. Класс Паукообразные (Arachnida) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
У р о к 28. Класс Насекомые (Insecta) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
У р о к 29. Типы развития насекомых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
р о к и 30, 31. Общественные насекомые . Насекомые –
вредители культурных растений. Значение и охрана
насекомых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
У р о к 32. Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» . . . . . 144
У р о к 33. Обобщение и систематизация знаний по теме
«Беспозвоночные животные» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Тип Хордовые (Chordata): бесчерепные, рыбы
У р о к 34. Общая характеристика хордовых. Бесчерепные
(Acrania) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
УУ р о к 35. Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб . . . 159
У р о к 36. Внутреннее строение рыб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
У р о к 37. Особенности размножения рыб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
р о к 38. Основные систематические группы рыб. Промысловые
рыбы . Их использование и охрана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
У р о к 39. Обобщение знаний по теме «Тип Хордовые:
бесчерепные, рыбы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Класс Земноводные, или Амфибии (Amphibia)
У р о к 40. Общая характеристика . Среда обитания и строение
тела земноводных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
У р о к 41. Строение и функции внутренних органов
земноводных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
У р о к 42. Годовой жизненный цикл и происхождение
земноводных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
У р о к 43. Разнообразие и значение земноводных. Обобщение
знаний по теме «Класс Земноводные» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Класс пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia)
У р о к 44. Общая характеристика пресмыкающихся . Внешнее
строение и скелет пресмыкающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
У р о к 45. Внутреннее строение и жизнедеятельность
пресмыкающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
УУ р о к 46. Разнообразие пресмыкающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
р о к 47. Значение и происхождение пресмыкающихся. Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся» . . . . . . . . 209
Стр.318
318
Содержание
УКласс Птицы (Aves)
У р о к 48. Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц . . . 213
У р о к 49. Опорно-двигательная система птиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
У р о к 50. Внутреннее строение птиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
р о к 51. Размножение и развитие птиц . Годовой жизненный
цикл и сезонные явления в жизни птиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
УУ р о к 52. Разнообразие птиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
У р о к 53. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц . . . . . . . . 233
У р о к 54. Познавательные фильмы про птиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
р о к 55. Обобщение и систематизация знаний
по теме «Класс Птицы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
УКласс млекопитающие, или Звери (Mammalia)
р о к 56. Общая характеристика. Внешнее строение
млекопитающих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
У р о к 57. Внутреннее строение млекопитающих . . . . . . . . . . . . . . . . 248
У р о к 58. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой
жизненный цикл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
У р о к 61. Высшие, или плацентарные, звери : ластоногие
хоботные и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные,
У р о к 59. Происхождение и разнообразие млекопитающих . . . . . . 256
У р о к 60. Высшие, или плацентарные, звери : насекомоядные,
рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные . . . . . . . . . . . . . . 261
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
У р о к 62. Высшие, или плацентарные, звери: приматы . . . . . . . . . . 275
УУ р о к 63. Экологические группы млекопитающих . . . . . . . . . . . . . . 278
У р о к 64. Значение млекопитающих для человека . . . . . . . . . . . . . . 280
УРазвитие животного мира на Земле
р о к 65. Обобщение знаний по теме «Млекопитающие,
или Звери» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
р о к 66. Доказательства эволюции животного мира . Учение
Ч. Дарвина об эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
р о к 68. Обобщение и систематизация знаний по теме
«Позвоночные животные» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
УУ р о к 67. Развитие животного мира на Земле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
У р о к 69. Современный животный мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Приложение
Соответствие тематического планирования уроков учебникам
и В.М. Константинова и др., В.В. Латюшина, В.А. Шапкина
А.И. Никишова, И.Х. Шаровой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
Стр.319