УДК 796/799
ББК 7175.1
Е15
Рецензенты:
А.А. Горелов – доктор педагогических наук, профессор;
В.Л. Марищук – доктор психологических наук, профессор,
заслуженный работник РФ
ВВЕДЕНИЕ
Евдокимов В. И.
Е15
Методология и методика проведения научной работы по
физической культуре и спорту / В. И. Евдокимов, О. А. Чурганов.
– 2-е изд., испр. и доп. – М. : Советский спорт, 2010. –
246 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0451-2
В пособии представлены методологические характеристики науки.
Рассмотрены типы, формы, виды научных исследований и методика
их проведения. Кратко изложены общенаучные и прикладные
методы исследований. Особое внимание уделено методике работы
с библиографической информацией, поиску документов в каталогах
библиотек и в электронных базах данных, алгоритмам работы с государственными
текущими библиографическими указателями и отраслевыми
реферативными журналами.
Подробно изложены правила оформления иллюстраций и представления
текста в диссертациях, статьях, научных отчетах, формирования
списка литературы и библиографического описания научных
документов по ГОСТ 7.1–2003. Информационно-библиографические
материалы по методологии и методике научно-исследовательских
работ содержат более 400 названий книг.
Издание адресовано студентам, будет полезно широкому кругу
специалистов, работающих в сфере физической культуры и спорта.
УДК 796/799
ББК 7175.1
В последнее время в нашей стране отмечается увеличение интереса
научных работников и практикующих специалистов к методической
и научно-исследовательской работе. Например, только в 2008 г.
в России вышло в свет более 102 тыс. новых названий книг и брошюр,
в том числе 650 названий книг и 72 периодических и продолжающихся
издания (из них 65 журналов), отражающих результаты исследований
в сфере физической культуры и спорта.
По данным ВАК Минобрнауки РФ, в последние годы в диссертационных
советах России рассматривают более 35 тыс. диссертационных
работ. Проблемам физической культуры и спорта в 2001–2005 гг.
ежегодно посвящали 300–350 диссертаций, в том числе 40–50 –
на соискание ученой степени доктора наук.
В науку приходят молодые специалисты, которым из-за несовершенства
государственной системы научной и научно-технической
информации, территориальной отдаленности и отраслевой разобщенности
бывает трудно провести научно-информационный поиск
по проблеме исследования.
ISBN 978-5-9718-0451-2
© Евдокимов В. И., 2010
© Чурганов О. А., 2010
© Оформление. Издательство
«Советский спорт», 2010
Важная особенность подготовки высококвалифицированного
специалиста – обучение его методике проведения научных исследований,
без которых невозможно решить насущные вопросы развития
теории и практики физической культуры и спорта, организации новых
учреждений спортивного и социально-культурного сервиса.
Научно-педагогические исследования проводят в границах разных
дисциплин, каждую из которых можно рассматривать как относительно
самостоятельную область знаний. В рамках любой дисциплины
могут проводиться как фундаментальные, так и прикладные
исследования. Физическая культура и спорт – это комплексная
наука, которая объединяет научные наработки многих педагогических,
медико-биологических, социально-психологических, экономических
и других наук и соответственно использует их прикладные
методы, разобраться в которых подчас бывает непросто даже опытным
специалистам отрасли. Например, за период 1935–2005 гг. 88%
диссертаций в сфере физической культуры и спорта представлялись
3
Стр.2
66. Селуянов В.Н. Основы научно-методической деятельности
в физической культуре / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков, И.П. Космина. –
М., 2001. – 183 с.
67. Серова Г.А. Компьютер – помощник в оформлении диссертации /
Г.А. Серова. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 351 с.
68. Сидоров А.А. Основы научного исследования спортивнопедагогического
процесса / А.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин ; С.-Петерб. гос.
инж.-экон. акад. – СПб. : СПбГИЭА, 2000. – 243 с.
69. Сорокин А.И. Философия и методология науки / А.И. Сорокин ;
Новгород. гос. ун-т им. Я. Мудрого. – В. Новгород, 2005. – 159 с.
70. Степанова О.Н. Основы научно-методической деятельности
в физической культуре и спорте : учеб. пособие : ч. 1 / О.Н. Степанова,
С.В. Начинская ; Москов. пед. гос. ун-т. – М. : Прометей, 2003. – 72 с.
71. Тимушкин А.В. Основы научно-методической деятельности /
А.В. Тимушкин ; Балашов. фил. Саратов. гос. ун-та. – Балашов : Николаев,
2004. – 62 с.
72. Федотов В.В. Методика сбора и хранения научно-справочных
материалов / В.В. Федотов. – М. : Воениздат, 1981. – 45 с.
73. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития
психолого-педагогических исследований / Д.И. Фельдштейн // Бюл.
ВАК Минобразования. – 2005. – № 6. – С. 1–11.
74. Черников В.Г. Методы научных исследований в сфере социальнокультурного
сервиса и туризма / В.Г. Черинков ; Рыбин. гос. авиац. технол.
акад им. П.А. Соловьева. – Рыбинск : РГАТА, 2004. – 113 с.
75. Яхонтов Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований
: курс лекций / Е.Р. Яхонтов : С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры
им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2002. – 150 с.
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................... 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ... 5
1.1. Физическая культура и спорт в системе наук ............................... 5
1.2. Основные методологические понятия научной работы ............ 12
1.3. Этапы научной работы .......................................................................... 25
2. ПОИСК НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СФЕРЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ........................................ 46
2.1. Общие сведения об информационных документах
и документальном потоке ..................................................................... 46
2.2. Методические основы научно-информационного поиска ....... 65
2.3. Поиск научной информации в библиографических
указателях и реферативных журналах ............................................. 69
2.4. Поиск научной информации в каталогах библиотек .................. 77
2.5. Поиск информации в сети Интернет и электронных
каталогах библиотек ...............................................................................
83
2.6. Поиск нормативных и технических документов .......................... 100
2.7. Хранение научной информации ........................................................ 116
3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ РАБОТ .......................... 118
3.1. Представление некоторых видов текста и иллюстративного
материала ................................................................................................... 118
3.2. Оформление диссертации и автореферата диссертации ........... 137
3.3. Оформление отчета о научно-исследовательской работе ......... 149
3.4. Реферат и аннотация. Общие требования ...................................... 150
3.5. Оформление рукописи научной статьи ........................................... 153
3.6. Оформление рукописи на депонирование ..................................... 157
3.7. Подготовка авторского текста для научнометодического
издания .......................................................................... 160
4. ФОРМИРОВАНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ ............................... 171
4.1. Правила составления списка литературы ...................................... 171
4.2. Общие правила библиографического описания
научных работ ........................................................................................... 173
4.3. Области библиографического описания научных работ ........... 176
4.4. Аналитическое описание научных работ ........................................ 184
4.5. Библиографическая ссылка ................................................................ 186
4.6 Примеры библиографических описаний ........................................ 192
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 204
1. Информационно-библиографические материалы
по методологии и методике научно-исследовательских работ ... 204
2. Некоторые электронные адpеса (URL)
организаций (учреждений) и поисковых систем ............................ 236
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................. 239
244
245
Стр.123